наменитые гости Санкт-Петербурга
зах горит огонь чувства и гениаль-
ности»1
. Концерты знаменитой ар-
тистки заставили вспомнить име-
на других блестящих пианистов,
послужили поводом для музы-
кальных споров о различных мане-
рах исполнения. Игра Клары Шу-
ман отличалась необыкновенным
очарованием и тонким чувством
стиля композитора. Ее подход к
интерпретации произведения стал
новаторским для своего времени.
Она явила собой новый тип испол-
нителя-интерпретатора в том зна-
чении, которое мы вкладываем в
него сейчас. Ее особенный дар
«уметь олицетворять всех славней-
ших пианистов» отмечался во мно-
гих статьях: «Нам показалось, что
мы слышали пение незабвенного
Фильда, щеголеватость Тальберга,
силу Листа, глубокое чувство Ген-
зельта»2. Но этот дар был нераз-
рывно связан с ее самобытностью:
«Искусство, которому она посвя-
тила себя, слилось с ее существом:
одно с другим нераздельно и каж-
дый звук, извлекаемый ею из ин-
струмента, есть отражение, есть
отголосок прекрасной души ее.
Она умела победить все трудности
искусства и прозу техники облечь
в покров поэзии»3.
Клара Шуман обладала огром-
ным репертуаром, и на концертах
звучали различные сочинения Ли-
ста, Гензельта, Тальберга, Бетхове-
на, Вебера, Шопена, Мендельсона,
Шумана, Скарлатти и Баха. В. Ф.
Одоевский в «Санкт-Петербургс-
ких
ведомостях»
подчеркивал
необыкновенную смелость артис-
тки, которая «решилась играть в
публичном концерте»4 музыку
Скарлатти и Баха. Дело в том, что
в то время было принято исполнять
в основном вариации и фантазии
на популярные темы из опер. Впер-
вые в Петербурге прозвучали со-
чинения Шумана. Исполнение но-
вых, неизвестных публике произ-
ведений также требовало большой
решимости.
Следует напомнить, что Клара
Шуман была талантливым компо-
зитором, чье творчество поощрял
Шуман и ценил Шопен, но в отли-
чие, например, от Тальберга или
Гензельта, она крайне редко вклю-
чала свои сочинения в программы.
В Петербурге она сыграла только
одно скерцо собственного сочине-
ния в Михайловском театре. Глав-
ной задачей для нее была популя-
ризация сочинений мужа, чей ге-
ний она сумела оценить совсем в
юном возрасте и раньше многих.
Программа каждого концерта
составлялась Кларой Шуман с
большой тщательностью и была
продумана во всех отношениях.
Наличие определенной концепции
программы также являлось нова-
торством для того времени, а сама
эта концепция оказала огромное
влияние на последующее развитие
фортепианного искусства. Подоб-
ная программа, включающая пре-
людию и фугу Баха, классическую
сонату, развернутое виртуозное
произведение и этюд, стала в XX
веке обязательной для всех пиани-
стов, получавших профессиональ-
ное образование.
Михаил Юрьевич Виельгорский
Чета Шуманов встретила наи-
лучший
прием
в
Петербурге.
Адольф Гензельт, их бывший со-
отечественник, а теперь придвор-
ный музыкант в Петербурге, забо-
тился о них с искренней любовью
и, имея большие связи при дворе,
помогал в устройстве концертов.
Очень теплыми были отношения с
графами Михаилом и Матвеем
Виельгорскими, превосходными
людьми и прекрасными музыкан-
тами. Они старались познакомить
Шуманов с русской культурой и
музыкой, дали в их честь вечер, на
котором Роберт Шуман дирижи-
ровал своей симфонией. В дневни-
Матвей Юрьевич Виельгорский
ке Клара Шуман писала: «Проща-
ние было для нас тяжелым - этих
двух людей мы очень полюбили»5.
Кроме публичных концертов
Клара Шуман много играла в са-
лонах, а также приняла участие в
благотворительном концерте в зале
Дворянского собрания. В благо-
дарность филармония вручила ей
почетный диплом, а оркестр под
нескончаемые аплодисменты сыг-
рал троекратный туш, что поверг-
ло артистку в смущение.
Как и в других европейских
столицах, ее искусство вдохновля-
ло на поэтическое творчество.
Князь Петр Вяземский, поэт и ме-
ломан, посвятил Кларе Шуман
следующие строки:
Душа ее полна огня и нежных слез,
Из рук ее же сыплется
дождь жемчугов и роз,
Клавир ее поет,
мечтает и тоскует,
И слух ласкает наш
и душу в нас чарует.
Влюблен я не в нее,
влюблен в ее игру,
Но чистой сей любви
не выразить перу.
Клара Шуман посетила импе-
раторскую семью и играла в Золо-
той гостиной Зимнего дворца. В
дневнике она писала о поразившей
ее роскоши царских апартаментов
и оказанном ей приеме. Сидя у
фортепиано, она долго беседовала
73
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 72 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 74 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст