наменитые гости Санкт-Петербурга
74
с императрицей Александрой Фе-
доровной, тоже немкой, урожден-
ной принцессой Шарлоттой Прус-
ской. Император Николай I про-
извел на нее приятное впечатление,
а принцессы Ольга, Мария и Алек-
сандрина восхитили своей красо-
той. Три раза в течение вечера иг-
рала пианистка «Весеннюю песню»
Мендельсона, которая так полюби-
лась всем в Петербурге. «Весенняя
песня» гармонировала со временем
года - Клара провела в России по-
чти всю весну. Мендельсон (кста-
ти, поддержавший Клару Шуман
в ее намерении поехать в Петер-
бург) сочинил несколько «Песен
без слов» как раз перед отъездом
Клары и посвятил их ей. Петер-
бургская публика имела счастли-
вую возможность услышать еще не
опубликованные произведения.
Из царского окружения наи-
больший интерес проявил к Шу-
манам племянник Николая I принц
Петр Ольденбургский - меценат,
поэт и музыкант-любитель. По его
просьбе Клара Шуман играла в
Училище правоведения, в Смоль-
ном институте и во дворце принца,
из которого открывался велико-
лепный вид на Неву.
Несмотря на огромную заня-
тость, Клара Шуман находила вре-
мя для прогулок по городу и осмот-
ра достопримечательностей. Это
всегда доставляло ей огромное на-
слаждение. Она впитывала в себя
разнообразные музыкальные впе-
чатления, знакомясь с музыкой
русских композиторов, восхища-
ясь мастерством русских исполни-
телей. Так, она нашла великолеп-
ной игру квартета Львова, а на бо-
гослужении в церкви Шереметев-
ского дворца ее поразило удиви-
тельно прекрасное звучание хора.
Большой радостью для Клары
Шуман была встреча в Петербурге
со знаменитой певицей Полиной
Виардо, ее давней подругой. Воз-
вращаясь на родину после своих
триумфальных концертов, певица
сказала: «Я оставляю Вам г-жу
Клару Шуман. Она на фортепиано
поет лучше меня»6. Н. Христиано-
вич, один из первых русских шу-
манистов, сумел выразить, вероят-
но, самое главное: «Игра Клары
произвела сильное впечатление на
русскую публику, впечатление
особого рода, ускользающее от яс-
ного определения. На нее повеяло
Полина Виардо-Гарсиа
таинственным романтизмом шума-
новской поэзии»7.
Во второй раз Клара Шуман
приехала в Петербург по проше-
ствии двух десятилетий, в 1864
году, в то же самое время года, что
связано с русской традицией, ус-
тановившейся еще с конца XIX
века, когда стали проводиться ре-
гулярные концерты. Для них отво-
дили время Великого поста (фев-
раль-март), когда запрещались те-
атральные представления и раз-
личные увеселения.
Как все изменилось за этот
долгий срок! На этот раз Клара
Шуман откликнулась на приглаше-
ние русской стороны. Гастроли не-
сколько раз откладывались из-за ее
нездоровья. Артистку сопровожда-
ла старшая дочь Мария, подруга и
любимица, посвятившая себя ма-
тери и младшим братьям и сестрам.
Клара Шуман жила в Михайловс-
ком дворце у великой княгини
Елены Павловны, с которой она
познакомилась еще 20 лет назад и
чью необыкновенную образован-
ность, ум и преданность искусству
очень ценила. Можно себе предста-
вить, какие чувства обуревали
Клару Шуман при виде тех мест,
где некогда она была молода, счас-
тлива и полна радужных надежд.
Много тяжелых испытаний
выпало на ее долю за это время:
забота о семерых детях, потеря го-
довалого сына, трагическая исто-
рия болезни и смерти мужа. И не-
смотря ни на что - непрекращаю-
щийся, подвижнический труд,
благородное служение искусству.
Музыкальный критик М. Пановс-
кий писал о том, что «все знамени-
тые пианисты, вступая на артисти-
ческое поприще, ездят послушать
госпожу Шуман и поклониться ее
великому таланту как правоверные
посещают Мекку»8.
Вновь повторился огромный
успех. Клару Шуман чествовали,
все стремились попасть на ее кон-
церты. Теперь она приковывала к
себе внимание не только как вели-
кая пианистка, но и как вдова ге-
ниального композитора. В письме
к Брамсу Клара Шуман писала:
«Много радости приносит мне то,
что я везде нахожу много привер-
женцев Роберта, могу сказать, что
именно с произведениями Робер-
та я имею наибольший успех»9.
Цезарь Кюи в связи с исполнени-
ем Кларой сочинений Роберта
Шумана утверждал, что творче-
ство исполнения не слабее творче-
ства самого произведения. Интер-
претация Клары Шуман сочине-
ний Роберта Шумана признается
эталоном.
Антон Рубинштейн занимался
организацией концертов и выступал
в качестве дирижера. В одном из
концертов Клары Шуман он уча-
ствовал в исполнении Анданте и
вариаций для двух фортепиано Ро-
берта Шумана. Самый горячий
прием нашла она среди деятелей
Антон Григорьевич Рубинштейн
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 73 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 75 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст