Г
ород в XXI веке
носилась радушно. К московским
гостям была особо внимательной
еще и потому, что ей хотелось
знать, с кем дружит и общается
Роман там, в столице.
В квартире Вильданов, на тре-
тьем этаже, просторной - четыре
большие комнаты, светлой, солнеч-
ной пополудни, места хватало всем.
Когда приезжали большой компа-
нией, спали где придется - кто на
кровати, кто на диване, кто в крес-
лах. Элла Генриховна не ленилась
готовить и частенько потчевала ре-
бят домашними котлетами, кото-
рые им безумно нравились.
Высоцкий еще ничем не выде-
лялся, но запомнился Ричарду сра-
зу, во время первого приезда - как
человек, намеревающийся сменить
московскую прописку на питерскую.
Ричард Вильдан:
- Выделялся Жора Епифанцев
- по фактуре, по поведению: круп-
ный, внешне выразительный, яр-
кий. Правда, я почувствовал хоро-
шее расположение к себе со сторо-
ны Володи, ответил тем же. И стал
приглядываться к нему.
Ричард обратил внимание, что
юного Владимира Высоцкого в то
время очень интересовала блока-
да, а в их доме была возможность
почерпнуть из первоисточника:
Вильдан-отец, по определению
старшего сына, «блокадник стопро-
центный». Владимир Высоцкий и
Мечислав Карлович часто и мно-
го говорили о блокаде. Еще понра-
вилось Ричарду, что Высоцкий за-
интересовался тем, чем он занима-
ется в конструкторском бюро.
А профессиональные обязан-
ности молодого инженера Ричар-
да Вильдана самым непосредствен-
ным образом были связаны с авиа-
цией и космосом.
Ричард Вильдан:
- Самое начало космической
эры, полет Гагарина - все это осу-
ществлялось не без участия наше-
го КБ, но к «космической теме» по
причинам секретности привлекали
далеко не всех сотрудников. И в
своих разговорах за стенами КБ,
тем более в компаниях, мы не осо-
бо распространялись. Но когда я
потом слышал песни Высоцкого с
использованием технических тер-
минов, которые он подавал со зна-
нием дела и при этом оригинально
обыгрывал, я понимал, что наши с
ним разговоры, очевидно, пошли
ему на пользу. Я имею в виду
«Марш физиков», песни об иноп-
ланетянах.
Город гостям показывал Ро-
ман. Водил по музеям: Эрмитаж,
Русский.
Роман Вильдан:
- Чувствовалось, что Володя
в Ленинграде в первый раз. Он то
и дело говорил: «Ой, как здесь ин-
тересно!.
. Ой, как здесь!.
. А здесь!.
Чего греха таить - иной раз и вы-
пивали. Молодые были. В ту пору
в городе стремительно и в больших
количествах открывались «погреб-
ки», где в розлив продавали шам-
панское, коньяк. Особенно на Не-
вском их было много. И Володя с
сожалением говорил «а в Москве
такого пока нет» и «как здорово
здесь с этим!» Но спиртным не зло-
употребляли.
В прогулках по городу Ричард
участия не принимал, поскольку в
стране в те годы еще был только
один выходной день в неделю. Для
отпускников-студийцев же не име-
ло значения, в какой день, в среду
или воскресенье, подниматься на
колоннаду Исаакиевского собора.
В будний день даже удобнее - нет
очереди.
Молодежь, сразу замечалось,
была театральная: постоянные ро-
зыгрыши друг друга, репетиции
сценок, шуточных номеров.
Вильданы каждое лето снима-
ли дачу в поселке Солнечное, на
берегу Финского залива (ул. Тан-
кистов, д. 12).
Ричард Вильдан:
- В Солнечном мы с Романом,
можно сказать, выросли. Оно для
нас чуть ли не родовое поместье. В
41-м нас война застала там. Ну а
после войны лета без Солнечного
мы уже не представляли себе.
На дачу в Солнечное Роман
привозил и своих московских го-
стей. Владимир Высоцкий побы-
вал в Солнечном в первый свой
приезд в Ленинград. Тогда приез-
жали втроем, третий - Геннадий
Ялович. Вели праздный образ
жизни. С утра отправлялись на
пляж, после обеда играли, обычно
в волейбол, вечером отправлялись
на танцы. На танцах традиционных
в других местах стычек с местны-
ми не было, поскольку между по-
селковыми и дачниками сложи-
лись хорошие отношения.
И в Солнечном Владимир Вы-
соцкий вел себя, как все, - в руки
гитару не брал и не пел.
Ленинградские «показы»
Нина Максимовна Высоцкая
на вопрос Льва Черняка, знает ли
она, что Владимир Семенович вме-
сте с Романом Вильданом ездил
«показываться» в ленинградские
театры, ответила:
- Нет, не знаю. Я не думаю, что
он туда ездил показываться.
Причина ее незнания, навер-
ное, та же: сын жил на два дома, и
она не была в курсе всех дел.
В. Высоцкий в дипломном
спектакле «Гостиница "Астория"»
(слева - Г. Фролов).
Фото В. Перельмана
Роман Вильдан:
- В 1960 году мы поехали в
Ленинград - «показываться». Мы
не стали ждать распределения. По-
ехали целой компанией: Валя Ни-
кулин, Володя Высоцкий, Володя
Комратов и я.
Георгий Александрович Тов-
стоногов нам сказал, что рад тому,
что к нему стремятся молодые ар-
тисты, но вакансий в штате нет, по-
этому он и смотреть-то ничего не
будет. В Театре комедии Акимов
посмотрел, ему понравилась инс-
ценировка рассказа Чехова «Же-
них и папенька», в котором были
заняты я, Валя Никулин и Володя
Высоцкий. Николай Павлович
неопределенно пообещал: «Если к
осени появятся свободные места,
пришлю вызов».
В Театре имени Комиссаржев-
ской показались с тем же резуль-
татом, что и у Акимова, кому - не
помню. В Театре Ленсовета нас по-
77
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 76 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 78 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст