Г
ород в XXI веке
78
смотрел Кондрашов, тогдашний
главреж, и он предложил работать
только мне.
Ричард Вильдан:
- Я видел официальный ответ
Театра Ленсовета - с лиловым
штампом в углу. Суть ответа сво-
дилась к следующему: Роману
Вильдану, поскольку он ленингра-
дец и в жилплощади не нуждается,
предоставить работу в театре мо-
жем, а Владимиру Высоцкому вви-
ду отсутствия общежития, к сожа-
лению, не можем. Похоже, Володя
тоже Кондрашову понравился.
Роман Вильдан не воспользо-
вался предложением - его пригла-
сили в МХАТ, а выбирать между
Московским художественным те-
атром и Ленинградским имени
Ленсовета было просто глупо.
В Театре имени Ленинского
комсомола по каким-то причинам
студийцы не «показывались». А
между тем там свободные штатные
единицы были. Получивший на-
значение на пост главного режис-
сера театра Ролан Быков и дирек-
тор театра Геннадий Малышев, в
свою очередь, имея две вакансии
- мужскую и женскую, отправи-
лись в столицу на выпуск Школы-
студии МХАТа - подыскать себе
артистов.
Ролан Быков - из выступления
в Ленинградском дворце молоде-
жи, 1985 год:
- Там на глаза мне попался
юноша, который - уже тогда чув-
ствовалось - на голову выше сво-
их сокурсников. И вместо двух
требуемых я решил взять его од-
ного. «Я уже получил два предло-
жения. Что вы мне предлагаете иг-
рать?» - спросил он. Я ответил, что
пока еще ничего предложить не
могу. Юноша сказал, что если у него
в тех двух театрах что-нибудь со-
рвется, тогда он позвонит. Он по-
звонил и - отказался. В тех теат-
рах ему предлагали главные роли.
Повторяю, что он - а это был Вла-
димир Высоцкий - тогда уже рез-
ко выделялся.
Ролан Быков, три года спустя
выступая перед зрителями москов-
ского кинотеатра «Пионер», объяс-
нил, чем именно привлек его вни-
мание Владимир Высоцкий:
- Он играл Бубнова в пьесе
Горького «На дне». Первое впечат-
ление, которое он произвел на
меня, - маленький, щупленький, с
большой головой. Чем он меня
привлек? У него была своя пози-
ция, играл по-своему, от себя, в свое
удовольствие. У него был бурный
характер.
..
А еще через три года - «в уз-
ком кругу», в очередной день рож-
дения Владимира Высоцкого, на
Таганке - он дал несколько иную
трактовку событиям:
- В пятьдесят восьмом году я
уже был знаменит. Уже существо-
вал студенческий театр, который я
организовал. Организовал без раз-
решения свыше. В Москве! В те-то
годы! Подбирая себе актеров, я
пришел во МХАТовское училище.
Один парень мне понравился - ха-
рактерную роль играл. Было у него
лицо мужика, и выделялся он сре-
ди других желторотых. Подхожу к
нему, спрашиваю: «Как вас зовут?»
- «Володя». - «Здравствуйте, Во-
лодя. Я режиссер студенческого
театра.
..» - «Я вас знаю». Я гово-
рю: «Я хотел бы пригласить вас в
свой театр». - «Большое спасибо,
я очень взволнован. Что я буду иг-
рать?» Я подумал: «Ну, нахал!» А
сам говорю: «Пока не знаю. Про-
сто приглашаю вас как хорошего
актера, а там посмотрим». Он го-
ворит: «Нет. Мне очень хочется к
вам, но сейчас мне предложили
главную роль.
..» Я говорю: «Тогда,
конечно, немедленно иди на роль!
Когда я ее тебе еще найду.
..»
Так или иначе, но факт пригла-
шения остается фактом. Тем более
что подтверждение сказанному
Роланом Быковым - слова актера
Московского театра им. А. Пушки-
на В. Е. Бурова:
- Когда мы учились на 4-м кур-
се, где-то весной на репетиции на-
ших дипломных спектаклей стали
приходить режиссеры разных те-
атров и присматривать для себя
актеров. Многие заинтересовались
нашим курсом. Из Ленинграда
приезжал Ролан Антонович Быков,
который некоторых из нас звал к
себе - не только Володю.
Первая песня
Владимир Высоцкий:
- Вообще, я песни пишу сколь-
ко себя помню. Но раньше я писал
пародии на чужие мелодии, всякие
куплеты. А потом я не стал этого
делать, потому что вскоре после
окончания студии Художествен-
ного театра - молодым еще чело-
веком - услышал пение Окуджа-
вы, по-моему, это было в Ленин-
граде, во время съемок. Его песни
произвели на меня удивительное
впечатление не только своим со-
держанием, которое прекрасно, но
и тем, что, оказывается, можно в
такой вот манере излагать стихи.
Меня поразило, насколько сильнее
воздействие его стихов на слуша-
телей, когда он читает их под гита-
ру, и я стал пытаться делать это сам.
Стал делать, конечно, совсем по-
другому, потому что я не могу, как
Булат, - это совсем другое дело. Но
все-таки я стал писать в этой мане-
ре именно потому, что это не песни
- это стихи под гитару. Это делает-
ся для того, чтобы еще лучше вос-
принимался текст.
Вот только в этом смысле был
у меня элемент подражания, а в
других смыслах - нет. Никогда не
подражал я ни Булату, ни другим
ребятам, которые писали в то вре-
мя песни.
И еще цитата из Владимира
Высоцкого:
- Первую песню свою я напи-
сал в Ленинграде где-то в 1961
году. Дело было летом, ехал я в ав-
тобусе и увидел впереди себя че-
ловека, у которого была распахну-
та рубаха и на груди татуировка -
женщина нарисована была, краси-
вая женщина, и внизу - написано:
«Люба, я тебя не забуду!» Я напи-
сал песню, которая называется «Та-
туировка», но, правда, вместо
Любы для рифмы поставил - Валя.
Почему-то мне захотелось напи-
сать про это.
В то время я только учился иг-
рать на гитаре, а чужие песни все-
гда труднее разучивать, - я стал
писать свои. И вот так потихоньку
дошел до жизни такой.
Была ли «Татуировка» на са-
мом деле первой песней Владими-
ра Высоцкого? Если заглянуть в
пятитомник его сочинений, то мы
увидим, что первый том открыва-
ется поэмой-песней «Сорок де-
вять», датированной 1960 годом. А
в марте следующего, 1961 года на-
писано стихотворение (песня?)
«Пока вы здесь в ванночке с кафе-
лем.
..». Первая известная фоно-
грамма «Пока вы здесь в ванноч-
ке.
..» относится к 1962-му, а «Со-
рока девяти» - вообще к 1965 году.
В чем тут дело? Смею предполо-
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 77 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст