Г
ород в XXI веке
80
ствующей фонограмме авторского
исполнения. Первая известная фо-
нограмма записана годом позже -
в 1962 году.
Существуют варианты и «мос-
ковской прописки» первой песни
Владимира Высоцкого.
Игорь Кохановский:
- О появлении «на свет» пер-
вой [песни], «Татуировки», рас-
сказывал мне много лет спустя
Володя Акимов. Он с Высоцким
поехал провожать на Курский
вокзал Инну, жену Левы Кочаря-
на. Она уезжала в Одессу, где
Лева готовился снимать или уже
снимал «Один шанс из тысячи».
(Название кинофильма указано
ошибочно. -
Авт.)
Они посади-
ли Инну в вагон, у Володи [Вы-
соцкого] была с собой гитара, и
он решил «на дорожку» спеть
Инне одну песню, которую, как
сказал, сам написал сегодня ут-
ром. Спел «Татуировку».
..
Инна Кочарян:
- Я помню, как была написана
самая первая песня. Это было в
1961 году. Лева работал тогда на
«Увольнении на берег», а Володя
написал песню «Татуировка». При-
чем он подошел ко мне и говорит:
«Иннуль, ребята не верят, что это я
написал, ты уж подтверди».
Подобных свидетельств может
быть сколько угодно. Но! В конце
90-х Ричард Вильдан через брата
Романа передал в Государственный
культурный центр - музей Влади-
мира Высоцкого в Москве, каза-
лось бы, чудом сохранившуюся
рукопись - черновой автограф пес-
ни «Татуировка».
Ричард Вильдан:
- Сейчас я уже не вспомню и
не смогу объяснить, почему черно-
вик остался у меня. Вероятно, Во-
лодя переписал песню на нормаль-
ном листке, а этот бросил за нена-
добностью. И ума не приложу, по-
чему я его сохранил. А обнаружил-
ся черновик странным образом.
Почти сорок лет спустя я зачем-то
полез в старый бумажник, куда
когда-то положил черновик. Поло-
жил и забыл! Достал, и не сразу
сообразил, что это такое. Показы-
ваю Ромке. «Так это же, - говорит
он, - Володин почерк!»
Факт, можно сказать, получил
документальное подтверждение. И
у Романа Вильдана появилась идея:
- .
..отметить дом на 7-й Крас-
ноармейской мемориальной дос-
кой: «Здесь неоднократно останав-
ливался Владимир Высоцкий, и
здесь им была написана первая ав-
торская песня.
..» Я думаю, что
Михаил Шемякин сделал бы эту
доску в память о друге. Но это
сколько же надо чиновничьих ин-
станций пробить!
М алоизвестный
факт,
что
«Татуировка» могла иметь сцени-
ческое воплощение. Владимир
Высоцкий после Театра им. А.
Пушкина непродолжительное вре-
мя работал в Московском театре
миниатюр. В составе труппы ко-
торого гастролировал в Свердлов-
ске. 4 марта 1962 года из гостини-
цы «Большой Урал» он писал жене
Людмиле Абрамовой:
«Хотят инсценировать мою
“Татуировку”. Сделать пародию на
псевдолирику и псевдо же блатнян-
ку. Я буду петь, а в это время будут
играть то, что там есть: например,
“Я прошу, чтобы Леша расстегнул
рубаху, и гляжу, гляжу часами на
тебя!” Актер, играющий Лешу, рвет
на груди рубаху - там нарисована
женщина вампир, или русалка, или
сфинкс, или вообще бог знает что.
Другой становится на колени, пла-
чет, раздирает лицо и глядит, а сза-
ди часы - стрелки крутятся. Мож-
но, чтобы он глядел 7, 8, 9, 10, 11, 12
(больше нельзя) часов. Так всю пес-
ню можно сделать. Но это - проект.
И потом - мне немного жаль Але-
шу, Валю и самого, у кого душа ис-
колота снутри».
Вполне возможно, что в театре
не намерены были ограничиваться
одной песней. Пройдут годы, и в
беседе с журналистом - высоцко-
ведом Валерием Перевозчиковым
Людмила Абрамова скажет:
- Они ведь хотели в Театре
миниатюр ставить «Татуировку»,
хотели делать спектакль по Воло-
диным песням - тогдашним! - а
ведь это был февраль 1962 года.
Володя уже тогда понимал, что это
- репертуар! И они говорили, что
«Татуировку» можно ставить как
драму, как пьесу.
.. Черт его знает,
может быть, они что-нибудь там и
добили бы до настоящего театра,
но тут так счастливо совпала судь-
ба с Любимовым.
..
Прежде чем распроститься с
домом Вильданов, еще буквально
на несколько часов вернемся на
7-ю Красноармейскую. Но прежде
заглянем в гостиницу «Октябрьс-
кая». Итак, 21 августа 1961 года.
Короткие встречи
«Отсюда не пускают.
..»
(Рассказ Ричарда Вильдана)
Неожиданно позвонил Володя
Высоцкий: Ричард, приезжай -
давно не виделись! - найдешь меня
в ресторане гостиницы. И я поехал
- благо, время позволяло. За сто-
ликом - Высоцкий и другие акте-
ры, вместе с ним снимавшиеся в
картине «713-й просит посадку»,
Отар Коберидзе и Людмила Ша-
галова. Если и был еще кто-то, я не
запомнил. Шагалова ушла почти
сразу. С Коберидзе посидели, вы-
пили-закусили.
Володя с Отаром какой-то эпи-
зод вспоминали, случившийся на-
кануне на съемочной площадке,
вспоминали и хохотали. Ну, я по
незнанию о чем речь, расспраши-
вать не стал, и они долго это не мус-
сировали.
Когда ушел Коберидзе и мы с
Володей остались вдвоем, я, меж-
ду прочим, заметил, что у меня се-
годня день рождения. Как оказа-
лось, это было опрометчиво с моей
стороны. О последствиях я не по-
думал. Время приближалось к
двум дня, и Володе уже пора было
в аэропорт, он поглядывал на часы.
Высоцкий прилетел из Ростова, где
его театр (Театр имени Пушкина.
-
Авт.)
гастролировал, туда ему
предстояло и вернуться.
- Чего ж ты молчал!
Определенная степень опьяне-
ния у него уже была, а тут еще до-
бавили, ну и Володя, мягко гово-
ря, «набрался».
В аэропорт поехали на такси -
в машине, вроде, все нормально
было. И в аэропорту. И в самолет
он прошел. Но я почему-то решил,
что надо подождать, пока самолет
взлетит. Для очистки совести, так
сказать. Потому что чувствовал
себя невольным виновником.
И вдруг - смотрю: стюардесса
ведет Высоцкого обратно! Он по-
слушно идет рядом, не сопротив-
ляется и даже не качается. Подхо-
жу: в чем дело? «Мы в таком виде
не берем!» Спорить не стали. Я го-
ворю: «Володя, едем к нам. Он и
мне возражать не стал. Только, по-
моему, сказал, что не сможет по-
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 79 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 81 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст