Го
ород в XXI веке
Просто самому захотелось напи-
сать. Даже не для фильма, а просто
для себя и для этих людей, кото-
рых я там встретил. Наверху они
ведут себя очень достойно. Пре-
красные люди.
Блок «песен гор» Владимир
Высоцкий открыл «Песней о дру-
ге»: «Если друг оказался вдруг.
..»
Исполнив «Вершину», отхлеб-
нул из стакана, пошутил:
- Вкусно! Очень вкусную воду
дали. Бесплатно.
..
Интересная деталь. Высоцкий
спел песню, написанную им для
кинофильма «Последний жулик»,
где есть такие слова:
Оденусь как рыцарь
я после турнира,
Знакомые вряд ли узнают меня.
И крикну как Р и ч а р д
(разрядка
моя. -
Авт.) я в драме Шекспира:
«Коня мне!
Полцарства даю за коня!»
Вполне вероятно, что это про-
сто совпадение: шекспировский
Ричард в песне и друг Ричард в
зале. По крайней мере, ударения на
имени он не сделал.
Когда пел песни-сказки, заме-
тил, что в зале подпевают.
- Вы, оказывается, все знаете.
Может быть, и не надо было петь,
а?.
. Я объявляю неделю борьбы с
магнитофонщиками. Они с такой
скоростью распространяют песни,
что радио и телевидению и не сни-
лось даже!
Петь заказанные в записках
зрителей песни отказался:
- Потому что, если передают
записки, значит, очень хорошо зна-
ют уже песни. А зачем? Ну вот, это
не моя песня.
.. Так что я лучше вам
спою, чего я хочу, ладно? Обоюд-
но тогда будет (интересно? -
Авт.).
Сохранившаяся фонограмма
концерта, любезно предоставлен-
ная автору Ричардом Вильданом,
заканчивается песней «Прощание
с горами».
Ричард Вильдан:
- Прошел концерт великолеп-
но, но быстро, к сожалению, закон-
чился. Ну и пошел я провожать его
к автобусу. Ребята ему конвертик
отдали. Он заглянул. Спрашиваю:
«Там - нормально?» - «Даже боль-
ше!»
На спектакль я не поехал. Пос-
ле Высоцкого, после перерыва, по-
моему, выступал Юрий Кукин.
В канун 60-летия со дня рож-
дения Владимира Высоцкого в пе-
тербургской газете «Калейдоскоп»
мною был опубликован материал
«Высоцкий и Кукин - дружба на
расстоянии». Юрий Кукин вспо-
минал и об одном совместном с
Высоцким концерте - в «почтовом
ящике-936», что располагается за
ТЮЗом, ближе к Обводному ка-
налу. Концерт, по словам Ю. Куки-
на, организовывал его друг, рабо-
тавший в «ящике», инженер Вик-
тор Соломатин.
- Он попросил меня: «Юра, не
смог бы ты у нас выступить - с
Высоцким». - «Я - пожалуйста. И
с Володей поговорю». Высоцкий
специально приезжал из Москвы.
<...> Зрителям Высоцкий, выйдя
на сцену, заявил, что поскольку то-
ропится, петь будет ровно час.
Микрофон оказался неисправным,
и его попросили минут десять по-
дождать с началом. «Хорошо, но
это время вычтется из концерта».
Свое выступление Высоцкий пред-
ложил построить в виде концерта
по заявкам: «Так как я очень тороп-
люсь, вы говорите, что петь, и я
спою». Из зала закричали «Парус»,
и он пел «Парус». <.
..>
Концерт в «почтовом ящике»
состоялся в понедельник, год, ме-
сяц и число не помню, а то, что по-
недельник, - точно. По понедель-
никам раз в месяц в кафе «Восток»
собирались питерские барды и ус-
траивали междусобойчик - кон-
церт без публики.
.. Где Кукин и
Высоцкий встретятся вновь - тем
же вечером.
Как нам удалось установить,
«почтовый ящик-936» - это.
.. бу-
дущий «Техприбор», который ни-
как не мог находиться «за ТЮ-
Зом», поскольку никогда не пере-
езжал с Корпусного проезда. И
именно в п /я 936 на Корпусном
работал инженером.
.. Виктор Со-
ломатин.
Не об одном ли и том же кон-
церте вспоминают Юрий Кукин и
Ричард Вильдан? Вполне возмож-
но, что Юрий Алексеевич Кукин
что-то и перепутал.
. Когда концер-
ты идут чередой, а вспоминать о
них приходится через три десятка
лет, допустимы неточности, вре-
менные смещения и т. п. Впрочем,
впоследствии Юрий Кукин не был
столь категоричен в отношении дня
недели: восточный «междусобой-
чик» мог быть не только в поне-
дельник. Концерт в Корпусном
проезде датирован по сохранив-
шейся у Ричарда Вильдана в короб-
ке с магнитной лентой сопроводи-
тельной записке 10 мая 1967 года,
а это была среда. В географическом
же плане Юрий Кукин позиций не
сдавал: «Мы (кто «мы», в данном
случае неважно. -
Авт)
из “ящи-
ка” в “Восток” шли пешком, там
рядом». Действительно, ТЮ З и
Дом культуры работников пище-
вой промышленности находятся в
десяти минутах ходьбы. Точка в
этом вопросе, вероятно, может
быть поставлена Виктором Соло-
матиным, поиск которого - дело
недалекого будущего.
Еще один вопрос остается пока
не разрешенным. 10 мая с утра Вла-
димир Высоцкий вместе с Валери-
ем Золотухиным, Вениамином
Смеховым и Всеволодом Соболе-
вым выступали в Кронштадте. А
вечером ему предстояло играть в
«Добром человеке из Сезуана» -
после концерта в «почтовом ящи-
ке». Играл ли? Согласно имеющей-
ся у меня информации, его учас-
тие в спектакле сомнительно.
У Ричарда Вильдана было еще
несколько коротких случайных
встреч с Владимиром Высоцким.
И последняя - в Москве, на пер-
роне Ленинградского вокзала, году
в 1970-м, он возвращался домой
из командировки.
Поздорова-
лись, перекинулись фразами, ока-
залось, что поедут в одном поезде.
Высоцкий пригласил Ричарда к
себе в купе:
- Я еду в Ленинград. Приходи,
я в таком-то вагоне.
Ричард Вильдан:
- Я то ли усталый был, то ли
потому что Володя ехал не один (с
кем, не помню), то ли потому, что
ночь, в общем, я не воспользовал-
ся его приглашением. Впрочем, и
не обещал, ответил неопределенно:
«Возможно, зайду». К тому време-
ни Высоцкий уже пошел круто в
гору. Даже Роман отмечал, что Вы-
соцкий ранний и поздний - это два
разных Высоцких. Но интерес мой
к нему, к его песням не угасал. Я
постоянно - до самой Володиной
смерти - интересовался, где он, как
и что. Переживал, когда слышал,
что у Володи срывы.
..
83
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 82 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 84 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст