етербургский фольклор
нельзя лучше выражали сущность
государственного порядка, олицет-
воряли математическую точность
и отлаженность социально-эконо-
мического механизма управления:
геометрически выверенная плани-
ровка дорожек, каждая из которых
замыкалась скульптурой или пави-
льоном, аккуратно подстриженные
деревья и кустарники, послушным
кронам которых придавали ясные
и продуманные формы, яркие цвет-
ники, напоминающие наборные
паркеты дворцовых залов. В регу-
лярной части Царскосельского
парка, куда водили иностранных
дипломатов, было чисто, как в
Зимнем дворце.
Еще при Елизавете Петровне
царскосельский дворец претерпел
первую перестройку по проекту
архитекторов
А. В.
Квасова и
С. И. Чевакинского. Но уже к кон-
цу этой перестройки в нее вмешал-
ся величайший зодчий XVIII сто-
летия Б. Ф. Растрелли. В 1752 —
1756 годах он практически заново
перестроил старый Царскосельс-
кий дворец, сооруженный еще для
Екатерины I, и окончательно пре-
вратил загородную помещичью
усадьбу в роскошную царскую ре-
зиденцию. О впечатлении, которое
дворец производил на современни-
ков еще во времена Елизаветы
Петровны, можно судить по преда-
нию, записанному П. Свиньиным.
«Когда императрица Елизавета
приехала со своим двором и инос-
транными министрами осмотреть
оконченный дворец, то всякий, по-
раженный великолепием его, спе-
шил изъявить государыне свое
удивление. Один французский по-
сол маркиз де ла Шетарди не гово-
рил ни слова. Императрица, заме-
тив его молчание, хотела знать при-
чину его равнодушия и получила в
ответ, что он точно не находит здесь
самой главной вещи —
футляра на
сию драгоценность».
В царствование Екатерины II
дворец, из которого, как утверж-
дают легенды, были прорыты под-
земные ходы ко всем основным
парковым павильонам, стал ее лю-
бимым местом пребывания в ве-
сеннее и летнее время. Однако се-
рьезных изменений дворец уже не
претерпевал. Более того, сохрани-
лось предание об отказе государы-
ни вторично золотить крышу Цар-
скосельского дворца. В свое время
на внутреннюю и наружную отдел-
ку дворца было израсходовано бо-
лее шести пудов золота. В народе
про дворец рассказывали чудеса,
уверяя, будто вся крыша его золо-
тая. Карнизы, пилястры, кариати-
ды действительно были позолоче-
ны. На ослепительно белой, луже-
ного железа крыше стояла золоче-
ная деревянная балюстрада, укра-
шенная такими же деревянными
золочеными фигурами и вазами.
Но уже через несколько десятиле-
тий позолота в значительной сте-
пени была утрачена и требовала
восстановления. После некоторых
колебаний Екатерина отказалась
от больших трат, и позолота час-
тично была закрашена, частично
заменена бронзой. Но в народе
сложилось предание, что не ску-
пость государыни послужила тому
причиной. Говорили, что ослепи-
тельный блеск золота в солнечную
погоду не однажды вызывал пани-
ку и ложную тревогу. С криками:
«Пожар!» конные и пешие, светс-
кие и военные, опережая друг дру-
га, спешили ко дворцу и затем
смущенные невольным обманом
расходились по домам и казар-
мам. Потому-то, говорится в ле-
генде, заботливая императрица и
велела снять позолоту. Впрочем,
по другой легенде, сама государы-
ня, взглянув однажды на крышу
дворца, пришла в неописуемый
ужас и едва не закричала: «По-
жар!» Да вовремя опомнилась.
После этого курьеза будто бы и
приказала императрица закрасить
позолоту краской.
2
Из наиболее значительных
спектаклей, разыгранных на поли-
тических подмостках Петербурга
во второй половине XVIII века,
фольклорные
версии
которых
дошли до нас в мифах, преданиях
и легендах, следует назвать три. Все
они удивительно схожи по соци-
альному составу действующих лиц
и декорациям. В первом случае это
император Петр III, бесславно за-
кончивший свою жизнь в Ропшин-
ском дворце, покои которого были
превращены в тюрьму; во втором
- несчастный царь Иван VI, более
известный в России по именем
Иоанн Антонович, невинно погиб-
ший в секретных застенках Шлис-
сельбургской крепости; и в третьем
- дерзкая претендентка на россий-
ский престол загадочная княжна
Тараканова, нашедшая свою смерть
в казематах Петропавловской кре-
пости. Шекспировский драматизм
интриг и впечатляющая яркость
мизансцен во всех трех случаях
были достигнуты исключительно
благодаря недюжинному таланту
режиссера и постановщика всех
трех представлений - Екатерине II.
Короткое, длившееся всего
полгода царствование Петра III ос-
тавило о себе память в фольклоре
исключительно благодаря нелепо-
му и смешному поведению импе-
ратора, неподобающему высокому
положению русского государя. Его
несуразная от природы внешность
выглядела еще более курьезной в
прусской военной форме, в сапо-
85
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 84 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст