Р
ецензии
Рецензия на книгу
«Анатолий Михайлович
Кучумов. Статьи.
Воспоминания. Письма»
Государственный музей-запо-
ведник «Павловск» подготовил, а
издательство «Арт-Палас» выпус-
тило в свет сборник «Анатолий
Михайлович Кучумов. Статьи.
Воспоминания. Письма». Сотруд-
ники Павловского дворца-музея
предприняли попытку возвратить
читателю, и прежде всего читате-
лю-специалисту, читателю-иссле-
дователю, наследие выдающегося
соотечественника, крупнейшего
музейного деятеля, искусствоведа
и историка, исследователя и прак-
тика А. М. Кучумова, долгие годы
хранившееся в так называемом на-
учно-вспомогательном кабинете
Павловского дворца-музея. Руко-
писи Кучумова и других его кол-
лег были соединены в «Научные
бюллетени Павловского дворца-
музея». В 1961-1972 годах было
сформировано двенадцать таких
«выпусков».
Анатолий Михайлович Кучу-
мов (1912-1994) был человеком
универсальным, с чрезвычайно об-
ширными и глубокими познания-
ми. Его опыт работы в Царском
Селе, Павловске, Центральном
хранилище музейных фондов при-
городных дворцов, некоторое вре-
мя - Музее А. В. Суворова в соче-
тании с исследованиями, прово-
дившимися им в архивах, библио-
теках и других музеях Москвы и
Ленинграда, приносили блестящие
результаты. И хотя опубликован-
ные в сборнике статьи чаще всего
отсылают нас к Павловску, темати-
ка его работ впечатляет как разно-
образием, так и глубиной.
Это прежде всего - историко-
искусствоведческие обзоры: «К
истории Казенной бронзовой фаб-
рики при Академии художеств»,
«Убранство интерьеров Александ-
Ю. В. Мудров
ровского дворца в XVIII веке»1.
Причем второе исследование, на-
писанное автором в 1938 году и
просмотренное им после возвра-
щения из эвакуации в 1944 году,
не только не потеряло и до сегод-
няшнего дня своей научной ценно-
сти, но может быть и ныне практи-
чески использовано при проводя-
щихся работах по восстановлению
дворцовых интерьеров. Широта
постановки и рассмотрения вопро-
сов комплексного изучения и ос-
вещения русской художественной
культуры XVIII века, глубокое зна-
ние исторических документов, ли-
тературных и философских источ-
ников
отличают
публикацию
«Картинные галереи в русских
дворцах и усадьбах XVIII века».
Значительны
публикации
«Картины Клода-Жозефа Верне в
Павловске» и «Картины Гюбера
Робера в Павловском дворце», до
сих пор вызывающие пристальный
интерес в музейно-искусствовед-
ческой среде и подталкивающие к
дальнейшим исследованиям в этой
области. Статья «Письмо Винчен-
цо Бренны к графу Станиславу
Костке Потоцкому» не только ос-
вещает работы известного зодчего
в Санкт-Петербурге (Павловск,
Каменный остров), но и дает нам
любопытные историко-докумен-
тальные свидетельства. В ней от-
крываются новые страницы жизни
участников переписки, а также ос-
вещаются неизвестные ранее гра-
ни деятельности Винченцо Бренны
в России, порой весьма неожидан-
ные. К этой значительной в исто-
рии русского зодчества XVIII сто-
летия фигуре Кучумов обращался
в еще одной статье - «Из неопуб-
ликованных материалов к биогра-
фии архитектора Винченцо Брен-
ны». Здесь следует вспомнить, что
этот зодчий был в числе тех персо-
нажей
прошлого,
к
которым
А. М. Кучумов как исследователь
«благоволил», неизменно отмечая
его особые заслуги в формирова-
нии облика Павловского дворца. И
следующая публикация сборника
посвящена этому видному италь-
янцу, в которой Кучумов исследо-
вал «Предполагаемый портрет ар-
хитектора Бренны».
Статьи по вопросам декора-
тивно-прикладного
искусства,
будь то исследования о тульской
стали, французской художествен-
ной бронзе, отечественных шпале-
рах, русских осветительных прибо-
рах, отдельных изделиях из янта-
ря или выполненных в технике «эг-
ломизе», обладают не только исто-
рической точностью, скрупулез-
ным искусствоведческим анали-
зом, но и широтой охвата истори-
ко-художественных явлений, уме-
нием вписывать каждый памятник
в контекст эпохи, ее художествен-
ных особенностей и своеобразия.
Малоизвестную страницу в
истории русско-германских худо-
жественных связей первой полови-
ны XIX века раскрывает статья
«Картины Дрезденской галереи в
миниатюрах Ф. Ф. Урбановича».
В ней Анатолий Михайлович об-
ращается к экспонатам из истори-
ческой коллекции Александровс-
кого дворца-музея в Царском Селе
и биографии ныне малоизвестно-
го немецкого художника, работав-
шего для «русского двора».
Ценность публикации, посвя-
щенной Георгу Веклеру2, крупному
мастеру мозаичного искусства,
проверена временем. Несмотря на
то, что долгие годы статья суще-
ствовала лишь в составе рукопис-
ного (точнее - машинописного)
сборника, она уже в 1970-е годы ста-
ла практически исчерпывающей в
изучении творчества этого мозаи-
чиста.
Заканчивая краткий обзор пуб-
ликаций А. М. Кучумова, необхо-
димо отметить и следующую -
95
История Петербурга. № 3 (25)/2005
предыдущая страница 94 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн следующая страница 96 История Петербурга №25 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст