С
троительство и архитектура
10
ких скульптур: «Торжество над
водой», «Торжество христианства
или
ниспровержение
идолов»,
«Александр Невский вкладывает
меч в ножны, благодаря Бога за
победу», «Аллегория Москвы, ус-
тоявшей от трех нашествий: татар,
поляков и французов», «Аллего-
рия Санкт-Петербурга как прием-
ника европейского просвещения в
России» (из четырех фигур), «Ал-
легория Казани», «Аллегория Си-
бири» (из четырех фигур). Одна-
ко деньги на изготовление этих
скульптур для постановки на мос-
ту Министерство финансов не от-
пустило, и эскизные модели Пиме-
нова какое-то время оставались в
Академии художеств учебным по-
собием, а со временем исчезли, но
два гранитных пьедестала успели
поставить на строившемся мосту3.
В 70-х годах XIX века попытка
украсить Николаевский мост во-
зобновилась при участии ученика
Пименова скульптора Антокольс-
кого. В 1872 году он получил заказ
сделать четыре скульптурные груп-
пы для четырех углов предполага-
емого к сооружению Александров-
ского моста. Скульптор создал эс-
кизы конных статуй четырех дея-
телей Русского государства: Вла-
димира Святославича - просвети-
теля, Ярослава Мудрого - законо-
дателя, Ивана III - собирателя и
Петра I - преобразователя России.
Но проект моста не был утвержден,
и скульптуры не потребовались.
Антокольский предложил их для
Николаевского моста, тем более
два пустых постамента стояли на
левобережном устое. Но и в тот раз
Министерство финансов не нашло
средств для исполнения скульптур
в бронзе. Так и остались стоять на
мосту при въезде с Английской
набережной два пустых пьедеста-
ла в виде гранитных тумб на память
потомкам о неудавшейся попытке
украсить первый постоянный мост
через Неву скульптурой. Они при-
мелькались и остались незамечае-
мыми, с неизвестной историей4.
Удавшимся
архитектурным
украшением моста оказалась ча-
совня во имя святителя Николая
Чудотворца, поставленная на «тол-
стом» быке перед разводной час-
тью. Поводом к созданию этой ча-
совни послужила привезенная из
Италии икона - мозаичное изоб-
ражение Николая Чудотворца, со-
зданное учениками Академии ху-
дожеств, осваивавшими там ис-
кусство мозаики. Она была пода-
рена Николаю I.
Государь, заботящийся об ук-
рашении уже открытого Благове-
щенского моста, распорядился об
отпуске 46 тысяч рублей сереб-
ром (из остаточной суммы стро-
ительства моста) для постройки
специальной часовни для поме-
щения Образа и 24 июня 1852
года повелел:
«1. Производителем работ на-
значить архитектора статского со-
ветника Штакеншнейдера, как со-
ставителя проекта, под наблюде-
нием Окружного правления путей
сообщения.
2. Сделать с наружной сторо-
ны часовни с лица следующую под-
пись - «Благославен грядый во имя
Господня».
3. Вход в часовню закрыть же-
лезными решетками, вышиною до
2-х аршин, которые бы можно было
на ночь запирать.
4. В куполе часовни, где пред-
полагается устроить газовое осве-
щение, сделать необходимое отвер-
стие для отведения копоти.
5. На заднем фасаде часовни
поставить Образ Святого Благо-
верного великого князя Александ-
ра Невского с тем, чтобы Образ сей
был написан на медной доске луч-
шим художником, по изображению
архитектора Штакеншнейдера.
6. Находящиеся на мосту на
месте будущей часовни два фона-
ря установить на другое место, где
удобнее будет, о сем Окружному
правлению от его сиятельства гос-
подина главноуправляющего пред-
писано будет»5.
Образ святого Александра Невс-
кого для фасада часовни, обращен-
ного к Васильевскому острову, был
написан академиком Завьяловым
масляными красками на позоло-
ченной медной доске.
В июле 1852 года был подпи-
сан контракт на создание часовни
с
инженер-капитаном
Дершау.
Финансовым гарантом для залога
выступил капитан Мусин-Пуш-
кин. В описании обязательств по
постройке часовни «своими мас-
теровыми
людьми,
знающими
дело в совершенстве, с употребле-
нием
собственных материалов
высшего качества» значилось: об-
щая высота (с крестом) от мосто-
вой - 5 сажен, 2 и 3/4 аршин; в се-
чении площадь - 5 аршин 3 вершка х
5 аршин 3 вершка; в цоколе - до
8 аршин. А во втором контракте, зак-
люченном с Дершау в сентябре того
же года, на золочение «через огонь»
указаны следующие части часовни:
- медные украшения на 3 же-
лезных решетчатых дверях;
- медные поручни и украше-
ния в железных решетках по пара-
петам и со входа в часовню;
- крыша часовни, с теремками
и прочими украшениями;
- медные буквы в подписи;
- медная рама вокруг образа
святого Николая Чудотворца.
В процессе работы, по предпи-
санию главноуправляющего путя-
ми сообщения и публичными зда-
ниями генерал-адъютанта графа
Клейнмихеля, потребовалось де-
лать золочение железных рам, об-
ложенных медью вокруг двух зер-
кальных стекол с боков часовни,
бронзовых капителей и баз у че-
тырех колонн, железных рам, об-
ложенных медью вокруг образа
святого Александра Невского, же-
лезных дверей, с лицевой стороны
часовни обложенных медью, со
стоячей фрамугой и с решетками
по нижнему стеклу с обеих сторон.
9
мая 1853 года часовня была
заложена. На отведенном для нее
месте был положен закладной ка-
мень и поставлены две железные
кружки для сбора добровольных
приношений. В фундамент часов-
ни положили вызолоченную зак-
ладную доску. Через год, 9 мая 1854
года, она была освящена и открыта
в парадной обстановке6.
При снятии покрывала часов-
ня открылась присутствующим как
чудо: на фоне красного гранита стен
сверкали ажурные решетки дверей
и окон с зеркальными стеклами;
золотые капители и базы колонн
подчеркивали красоту полирован-
ного гранита; в золотых рамах пред-
стали образы Николая Чудотворца
и святого князя Александра Невско-
го. Все это венчал золотой чешуй-
чатый купол с крестом и восемью
золотыми звездами по углам.
В последующие годы выполня-
лись некоторые дополнительные
устройства (заменены двери на бо-
лее нарядные, улучшили освещение
установкой посеребренного реф-
рактора, устраняли копоть от газо-
вых рожков, делали текущие ре-
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 9 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст