С
троительство и архитектура
Николаевский мост со стороны Английской набережной.
Л.
Ж. Жакотте и Регаме по рисунку И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.
монты и подновляли позолоту, до-
бавляли лампады, цепочки и пр.).
В 1855 году Благовещенский
мост был переименован в Никола-
евский. На то был указ Александ-
ра II, записанный в Полном собра-
нии законов Российской империи
под № 2905 от 22 февраля 1855
года: «Постоянный через реку
Неву в Санкт-Петербурге Благове-
щенский мост, сооружение коего
около столетия было предметом
проектов неудобоисполняемых и
который волею императора Нико-
лая Павловича в 1843-м году на-
чат и в 1850-м году совершенно
окончен, именовать Николаевским
мостом».
Изменения в городе после ре-
волюции коснулись и первого по-
стоянного моста через Неву, начи-
ная с переименования. С 1918 года
он стал называться «имени Лейте-
нанта Шмидта». В 1930 году он
лишился украшавшей его часовни:
ее разобрали под предлогом уста-
новки на том месте памятника лей-
тенанту. Памятник Шмидту по ка-
кой-то причине не поставили, и
место оставалось пустым до рекон-
струкции моста в советское время.
О катастрофическом положе-
нии и необходимости капитально-
го ремонта моста имени Лейтенан-
та Шмидта указывалось на протя-
жении нескольких лет (в 1922,
1926, 1928, 1929 годах), до тех пор
пока в 1930 году не смогли осуще-
ствить развод моста для пропуска
судов по Неве и пока не лопнула
центральная балка. Была создана
специальная комиссия, вынесшая
решение в 1931 году отремонтиро-
вать балку, сменить металлические
части в разводном устройстве и
считать это временной мерой, не
снимающей проблемы фундамен-
тальной перестройки моста.
В 1934 году Межведомствен-
ная комиссия рассмотрела четыре
представленных варианта переус-
тройства моста имени Лейтенанта
Шмидта и предложила по одному
из них разработать технический
проект
и
смету
профессору
Г. П. Передерию, который рекомен-
довал свой вариант, более легко вы-
полнимый и удобный в эксплуата-
ции: число пролетов оставить пре-
жним, разводную часть моста сде-
лать на середине реки, увеличить
ширину моста. Для исполнения
того проекта требовалось разобрать
арки всех пролетов и старую раз-
водную часть моста, постоянные
пролеты перекрыть неразрезными
металлическими блоками с парал-
лельными поясами, верхние части
быков перестроить, существую-
щий разводной пролет перекрыть
железобетонной аркой с гранитной
облицовкой, как бы продлить пра-
вобережный береговой устой. Для
разводного пролета между 4-м и
5-м быками вместо тонких быков
устроить на старых сваях новые
«толстые» быки, необходимые для
размещения механизмов развод-
ного устройства7.
В декабре 1936 года были на-
чаты работы по реконструкции
моста имени Лейтенанта Шмидта,
в ноябре 1938 года они были закон-
чены. Технические и рабочие про-
екты выполнялись под наблюдени-
ем комиссии в составе профессо-
ров Н. Л. Троцкого, А. А. Оля и ар-
хитектора Катонина.
Изменилась и верхняя часть
моста. На толстых быках постав-
лены два павильона (в левобереж-
ном размещен действующий меха-
низм, а другой выполнен для сим-
метричной композиции). Они об-
лицованы стальными листами с
накладными чугунными деталями
стилизованных элементов решет-
ки - трезубец на раковине и акан-
товых листьях. Под окнами уста-
новлен чугунный пояс с орнамен-
том «бегущая волна», с цветочны-
ми розетками и лилиями. Из де-
вяти оконных проемов на павиль-
Часовня на Николаевском мосту.
По рисунку И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.
И
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 10 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст