С
троительство и архитектура
12
Разводной пролет из двух стальных консолей
и единая неразрезная балка, перекрывающая три пролета
с каждой стороны от разводной части.
Фото 2004 г.
онах один был закрыт в 1956 году
памятными досками. Разводной
пролет выполнен по «безраспор-
ной» системе, в виде двух сталь-
ных консолей треугольной формы,
соединенных между собой шарни-
рами. Раскрывается мост вверх
двумя крыльями.
Новое ограждение, выполненное
из силумина, по 10 звеньев и 14 стол-
биков с каждой стороны, совсем
иного рисунка, чем историческая
решетка, украшающая весь мост.
Мощные фонари-торшеры, от-
литые из чугуна, с украшениями,
похожими на столбики перильно-
го ограждения, венчаются парны-
ми восьмигранными фонарями,
закрепленными на литых декори-
рованных кронштейнах. На различ-
ной высоте закреплены растяжки
контактной сети трамвая и много-
численные знаки дорожного дви-
жения, светофоры и другие указа-
тели. Это очень утяжеляет внеш-
нее
оформление
моста.
Хотя
считается, что в целом вес моста
после реконструкции снизился с
8200 тонн до 2000.
Длина моста - 328,5 м; шири-
на между перилами - 24 м; шири-
на тротуаров - 3,5 м; ширина про-
езжей части - 17 м; разводной про-
ем - 42 м.
5 ноября 1938 года по мосту
было открыто движение, то есть для
пешеходного движения мост был
закрыт 18 месяцев. Проверка состо-
яния нового моста была осуществ-
лена в 1940 году специальной комис-
сией под председательством инже-
нера С. К. Бирюкова, при участии
профессоров
В.
М.
Келдыша,
В. К. Качурина, инженера В. Я. Явар-
ского и архитектора А. М. Заславс-
кого. Кроме них к работе была при-
влечена большая группа специалис-
тов, в числе которых был и профес-
сор Г. П. Передерий. По оценке ко-
миссии, мост был признан удовлет-
воряющим свое назначение, хотя
высказывались разные замечания.
Самое большое недовольство выз-
вало то, что преобразования перво-
го постоянного моста через Неву на-
рушили прежний гармоничный об-
лик города - ценного историческо-
го памятника. Оправданием таких
перемен может служить только то,
что стали лучше удовлетворяться
требования судоходства и городско-
го транспорта тех лет. Чугунные арки
Николаевского моста были отвезе-
ны в Тверь, поставлены на мосту че-
рез Волгу и до сих пор превосходно
там служат. Фонари же перенесены
на Марсово поле, и они тоже исправ-
но выполняют свои функции8.
В последующие годы делались
разнообразные «текущие» ремон-
ты, а в 1965-1966 годах выполнен
капитальный ремонт моста (СУ-1
треста «Ленмостострой»). Год от
года нагрузка на мост возрастает.
Настала пора реставрации и пере-
стройки теперешнего моста имени
Лейтенанта Шмидта в соответ-
ствии с требованием времени.
По городским информацион-
ным каналам уже не раз сообща-
лось о готовящейся реставрации
этого важного городского объекта,
и уже есть проекты приблизить вид
будущего моста к «первозданно-
му». Это касается прежде всего
ажурных арок.
Пора бы поднять вопрос о воз-
вращении мосту исторического
названия, которое обоснованно
было дано ему в 1855 году - «Ни-
колаевский», тем более что назва-
ние «имени Лейтенанта Шмидта»
выглядит неуместным (революци-
онные заслуги лейтенанта были
связаны с крейсером «Очаков» на
Черном море).
Следует вспомнить и о часов-
не с образами Николая Чудотвор-
ца и князя Александра Невского -
охранителей нашего города. Конеч-
но, на мосту теперь невозможно
выделить место для такого соору-
жения, а на берегу рядом с мостом,
справа, у въезда с Васильевского
острова, стоит павильончик непо-
нятного назначения. Так и хочется
попросить его уступить это место
нашим святым.
Повторяю свою рекоменда-
цию, с которой я начала свой рас-
сказ: задержите внимание на фо-
тографии в переходе Невского
проспекта с правой стороны, когда
идете от Пассажа к Гостиному дво-
ру. А когда будете проходить по
нему или окажетесь поблизости,
внимательно рассмотрите мост
имени Лейтенанта Шмидта. Он
тоже скоро исчезнет и станет ис-
торическим объектом советского
периода.
1
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 220. Оп. 1.
Д. 179 (1843 г.). «О вторичном рассмотрении проекта майора Кербедза постоянного
чрез реку Неву моста».
2
Санкт-Петерб. ведомости. 1850. 24 нояб. № 266; Внутрен. известия. 23 нояб.
3 РГИА. Ф. 472. Оп. 99/936. Д. 377 (1845 г.). «Дело о заказанных скульптору
Пименову статуях для вновь строящегося постоянного моста чрез реку Неву».
4 О неосуществленных скульптурных украшениях постоянного Николаевского
моста. (Проекты скульпторов Пименова и Антокольского) / / Санкт-Петерб. ведомо-
сти. 1898. 22 июля. № 198.
5 РГИА. Ф. 217. Оп. 1. Д. 932 (1852-1855). «По Высочайшему повелению о
постройке часовни для постановления в оной привезенного из Рима мозаичного Об-
раза Св. Николая Чудотворца».
6 РГИА. Ф. 797. Оп. 24. 3-е отд. 2-й стол. Д. 9 (1854). «Дело об освящении
часовни на Благовещенском мосту».
7 Смирнов Н. А. Переустройство моста имени Лейтенанта Шмидта / / Архитекту-
ра Ленинграда. 1937. № 3. С. 28-31.
8 Историческая справка о мосте им. Лейтенанта Шмидта / Сост. В. А. Таубер.
1940 г. Шифр-Н-104/2 / / Архив КГИОП.
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 11 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст