С
троительство и архитектура
Дом
Советов
на Московском проспекте
Д. А. Орлов
10
августа 1935 года ЦК ВКП(б)
и СНК СССР утвердили отправные
установки к Генеральному плану раз-
вития Ленинграда. 26 августа они
были рассмотрены на объединенном
пленуме Ленинградского горкома
ВКП(б) и Ленсовета. На том же пле-
нуме было принято постановление
горкома ВКП(б) и Ленсовета «О пла-
не развития города Ленинграда», при-
нятое по докладу А. А. Жданова. В
своем докладе А. А. Жданов сказал:
«Нам нужно тянуть наш город на юг,
восток и юго-восток. Мы должны, как
говорил товарищ Сталин, совершить
эту задачу в минимальный историчес-
кий срок и вывести Ленинград из за-
топляемых мест. Развитие города дол-
жно пойти вверх по Неве, с выходом
на незатопляемые места, по следую-
щим основным магистралям - пра-
вый и левый берег Невы, Лужское
шоссе, Московское шоссе.
..»1.
Постановление пленума предус-
матривало не просто застройку юж-
ных территорий - эти территории
должны были стать новым общего-
родским центром Ленинграда. То есть
там должны были разместиться все
административные учреждения горо-
да, а также проживать большая часть
населения города.
В июле 1936года был объявлен зак-
рытый конкурс на главное здание буду-
щего центра. По программе конкурса в
здании должны были разместиться око-
ло 700 мелких административных по-
мещений, зал собраний на 3000 чело-
век, 10 малых залов, библиотека, сто-
ловая и ряд других помещений (почта,
сберкасса и т. п.). Свои проекты на кон-
курс представили ведущие архитекто-
ры Ленинграда:
А.
И.
Гегелло,
Л. А. Ильин, Е. И. Катонин, И. Г. Лан-
гбард, Е. А. Левинсон, Л. В. Руднев,
И. И. Фомин и другие.
Конкурсные проекты на Дом Со-
ветов, так же как и конкурсные проек-
ты на Дворец Советов в Москве, отра-
зили общую картину развития архи-
тектуры в 1930-е годы. Первую пре-
мию на этом конкурсе получил про-
ект Н. А. Троцкого, который выпол-
нил требования программы наиболее
убедительно2.
Ленинградский Дом Советов - са-
мая значительная работа Н. А. Троц-
кого, завершение его творческого пути
(архитектор умер в 1940 году, в разгар
строительства Дома Советов).
Проект, по которому велось стро-
ительство, представлял собой дальней-
шее развитие конкурсного. Были не-
сколько изменены пропорции объемов,
детали, внутренняя планировка проек-
тируемого здания. Так, башенные со-
оружения, на фоне которых выступает
средняя, возвышающаяся, часть глав-
ного фасада (центральный ризалит),
в конкурсном проекте решены проще.
(Вообще, эти башни были введены в
проект для более органичной связи раз-
ноэтажных частей здания. В них дол-
жны были разместиться архивы3.)
Колонны по бокам вертикальных ря-
дов окон, организующие средний глав-
ный выступ, в конкурсном проекте
предлагалось установить сплошным
непрерывным рядом4. В окончатель-
ном проекте они прерывались в центре
участком стены, сильно декорирован-
ной рустом. Надо отметить, что этот
композиционный прием - применение
мощной колоннады (или каких-либо
других вертикалей), идущей на всю
высоту здания, - был одним из наибо-
лее частых при возведении больших
общественных
зданий
в
1930-
1950-е годы. Но, как писал А. И. Гегел-
ло, «у Троцкого эти тенденции прояв-
лялись не так резко и не так разнооб-
разно, смягчал их более широкий твор-
ческий диапазон, большая эмоциональ-
ность его творчества»5. Впрочем, спра-
ведливости ради стоит сказать, что этот
прием не был изобретением советских
архитекторов: в архитектуру его ввел
известный немецкий архитектор Петер
Беренс (1868-1910), автор здания быв-
шего германского посольства на Иса-
акиевской площади.
Этот окончательный вариант
центрального фасада был найден да-
леко не сразу Отказавшись от непре-
рывного ряда колонн, Н. А. Троцкий
создал второй вариант проекта, в ко-
тором единый портик был заменен
тремя портиками (двумя восьмико-
лонными по сторонам и одним по цен-
тральной оси здания), но и тот вари-
ант не удовлетворил автора. Лишь
после проработки самых разнообраз-
ных вариантов, с помощью архитек-
тора Я. Н. Лукина, оформился третий,
окончательный вариант.
Чтобы центр сооружения не ус-
тупал его боковым портикам, он мак-
симально был насыщен рустованны-
ми пилястрами, оконными налични-
ками, полированным гранитом в
оформлении квартала.
13
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 12 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст