С
троительство и архитектура
14
К сожалению, многого из предус-
мотренного проектом не удалось осу-
ществить. Из сметы на строитель-
ство была вычеркнута сумма, предус-
мотренная на сооружение картуша,
фриза и скульптур, расположенных
по контуру здания. Отстаивая свою
позицию, Н. А. Троцкий писал:
«Уничтожение скульптуры суще-
ственно меняет облик здания, иска-
жает проект. Здание будет произво-
дить впечатление незаконченного,
так как скульптура запроектирована
в органической связи с архитектурой,
а не как украшение. Герб и фигуры
наверху помимо идеологического зна-
чения совершенно необходимы для
завершения силуэта здания, смысл
барельефа дает архитектурный
смысл и значение центральному пор-
тику»6. Фриз и картуш с гербом
Н. А. Троцкому удалось отстоять, но
скульптуры так и не были установ-
лены. Внутри план здания представ-
ляет собой четкую систему рабочих
помещений. В центре - главный вход
в три двери с порталом. Три внутрен-
них двора между залом собраний и
главным корпусом украшены пило-
нами. Снаружи здание имеет цоколь,
частично облицованный гранитом, и
порталы из полированного гранита,
которые предполагалось украсить
рельефами из позолоченной бронзы7.
Подробнее стоило бы остановить-
ся на таком малоизученном вопросе,
как отделка Дома Советов, ведь при
строительстве этого сооружения ис-
пользовались лучшие материалы и
технологии Советского Союза.
Дом Советов покрыт штукатур-
кой из доломитовой крошки на белом
цементе, придающей зданию желтова-
тый цвет. Фасад разбит на «камни»
швами шириной и глубиной 20 мил-
лиметров, которые получались путем
закладки деревянных реек.
Средняя часть Дома Советов увен-
чана фризом, выполненным скульп-
тором Н. В. Томским8. Этот фриз, дли-
ной около 100 метров и высотой
4,1 метра, играет существенную роль
во всей композиции главного фасада.
Выполнение скульптуры таких разме-
ров и на такой высоте (48 метров) не
имело прецедентов в советской архи-
тектуре. Характер и трактовка компо-
зиции были заданы автором проекта
Н. А. Троцким. Барельеф должен был
выражать идею торжества социализ-
ма: по обе стороны центральной дос-
ки с надписью «СССР есть социали-
стическое государство рабочих и кре-
стьян», окруженной знаменами, рас-
положены рабочие и работницы, кол-
хозники, летчики, красноармейцы,
физкультурники, школьники и пионе-
ры. У каждой группы из нескольких
фигур - характерные для нее атрибу-
ты и знамена, они заполняют интер-
валы между группами и выравнива-
ют общий ритм. При достаточном раз-
нообразии поз и движений фигур, они
все словно объединены общим поры-
вом, общим движением к центру.
Автор фриза Н. В. Томский по
предварительному эскизу в 1/20 на-
туральной величины исполнил в гли-
не совместно с бригадой своих сотруд-
ников весь барельеф по отдельным
фрагментам, длиной 10-12 метров
каждый. С тех фрагментов были сня-
ты так называемые черные (неразъ-
емные) гипсовые формы, в которых и
проводилась отливка барельефа в
виде отдельных блоков размерами
2х2,5 квадратных метра. Верхний
слой набивался из фасадной штука-
турки, а за ним - из пластичного бе-
тона с арматурой. Средняя толщина
стенок - 10-15 сантиметров, средний
вес блока - 700-900 килограммов; от-
дельные камни, в зависимости от ре-
льефа, достигали веса в 1,5 и 2 тон-
ны. Подъем таких блоков и их уста-
новка на высоте явились тяжелой тех-
нической задачей9.
Непростым было и сооружение
большого скульптурного картуша
размерами 10х11 метров над аттиком
Дома Советов. Картуш представляет
собой пространственную компози-
цию - герб РСФСР, окруженный зна-
менами. Его предварительные моде-
ли в 1/20 и 1/5 натуральной величи-
ны были выполнены по эскизам
Н.
А.
Троцкого
скульптором
И. В. Крестовским. Специальная же-
лезобетонная конструкция в виде
трехъярусной этажерки, находящая-
ся внутри картуша, передает нагруз-
ку от этой скульптуры, достигающую
120 тонн, на средние опоры и наруж-
ную стену здания; она же принимает
горизонтальные усилия от ветра.
Центральная часть - герб РСФСР -
была вылеплена из глины в нату-
ральную величину, и отформованные
с нее отдельные бетонные блоки кре-
пились к солидному металлическо-
му каркасу, связанному с основной
железобетонной конструкцией. Более
мелкие детали, как, например, ленты
или кисти, исполнялись уже на мес-
те. Эта работа была выполнена леп-
щиком В. А. Мозжухиным под руко-
водством И. В. Крестовского. Конст-
руктивная часть и монтаж, как и де-
тали 13-метрового флагштока, были
разработаны архитектором Н. Н. Пяс-
ковским. Внутри картуша имеется
лестница и лаз на его поверхность.
В отделке интерьеров также при-
менялись дорогие материалы. Каби-
неты и залы заседаний отделаны де-
ревом. Из пород дерева в основном
применялся дуб, но также орех, чина-
ра и карагач. Обработка поверхности
всюду матовая, «под воск», лишь от-
дельные элементы в некоторых поме-
щениях полированные. В целях эко-
номии металла радиаторные решетки
делались также в основном дубовые.
Искусственный мрамор приме-
нен в Доме Советов относительно в
небольших количествах: главным
образом для облицовки колонн и пи-
лястр и лишь в виде исключения -
для больших поверхностей стен. Тона
искусственного мрамора, главным
образом светлые - белые, кремовые,
желтые, розоватые, но есть и темные
- красно-коричневый со светлыми
прослойками, имитирующими рису-
нок яшмы. По методу производства
работ интересна облицовка колонн и
столбов в главном вестибюле. Они
сгруппированы по четыре; небольшие
промежутки между колоннами не да-
вали возможности вести накладку
обычным способом, а тем более обра-
ботку их каннелюрованных поверх-
ностей. Поэтому облицовочные бло-
ки из искусственного мрамора были
отлиты в формах, затем в мастерс-
кой из них собирали пустотелые ко-
лонны, которые там же проходили
предварительную полировку, и желе-
зобетонные колонны облицовыва-
лись уже обработанными и соответ-
ственно занумерованными блоками.
На месте производилась их оконча-
тельная дополировка10.
Естественный мрамор применен
в Доме Советов в основном для обли-
цовки полов и лестниц, а также ко-
лонн и части стен большого зала со-
браний. Полы главного и боковых ве-
стибюлей облицованы плитами из
белого мрамора с полосками и фри-
зами из серого, красного и черного
мрамора. В большом вестибюле глав-
ного зала рисунок мраморной обли-
цовки пола чередуется с тераццо (по-
крытие из мраморной крошки). Во
многих других помещениях мрамор
разных цветов применяется лишь в
виде узких полосок и вставок, деко-
рирующих тераццовые полы. Так же
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 13 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 15 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст