ортрет на фоне города
26
чивший два факультета, не имел
права учиться в вузе еще раз. Вы-
ход был один - поступать сразу в
аспирантуру.
Н.
С.
Рабиновича маэстро
Дмитриев считает одним из глав-
ных своих учителей и с большой
благодарностью вспоминает о нем.
«Николай Семенович заложил
во мне крепкую дирижерскую ос-
нову. Сам он в свое время учился у
Н. А. Малько7, который обучался в
Германии у самых выдающихся ди-
рижеров. Немецкая линия, прохо-
дившая через эти две личности, на-
верно, наложила отпечаток и на мое
восприятие и понимание музыки.
Мне кажется это очень важным,
потому что именно немецкая шко-
ла дирижирования - одна из самых
значительных в Европе».
В 1960 году Н. С. Рабинович,
который иногда работал с оркест-
ром Карельского радио и телеви-
дения, предложил кандидатуру
своего
аспиранта
Александра
Дмитриева на вакантную долж-
ность второго дирижера в этом ор-
кестре. Дмитриев согласился и по-
ехал в Петрозаводск, а еще через
год,
когда
главный
дирижер
С. З. Трубачев8 уехал в Москву, он
занял его место и в той должности
проработал десять лет.
Не следует думать, что все те
десять лет молодой дирижер радо-
вал своим искусством лишь петро-
заводскую публику, которая, кста-
ти, до сих пор вспоминает о нем с
благодарностью. Приходилось вы-
ступать и в Москве, где проходила
декада карельской музыки, и в род-
ном Ленинграде, где оркестр играл
в Капелле, в которой начиналась
когда-то карьера будущего маэст-
ро. Концерт, в котором солистом
был П. А. Серебряков9, особенно
хорошо запомнился, и старую афи-
шу с именем знаменитого пианис-
та он до сих пор бережно хранит в
своем архиве.
..
Несомненно, то обстоятель-
ство, что Александр Сергеевич
окончил два факультета и аспиран-
туру, сделало его разносторонним
и глубоким профессионалом, тем
более что учился он не формально,
а стараясь как можно глубже вни-
кать в то, что пытались донести до
своих учеников профессора кон-
серватории. Даже о так называе-
мых общественных науках, к кото-
рым мало кто серьезно относился
в те годы, Александр Сергеевич
вспоминает с улыбкой, но без не-
приязни. «Не могу сказать, что я “с
большим аппетитом” все это изу-
чал, но какие-то вещи были доста-
точно интересны - история фило-
софии, например. Педагоги в об-
щем с пониманием относились к
нам. Я помню, когда мы сдавали
кандидатский экзамен по марксиз-
му в аспирантуре, преподаватель
философии Иван Сергеевич Мол-
кин зашел в класс, где нас сидело
человек пять-шесть, и сказал: “Ну,
вы здесь занимайтесь, а я пойду
прогуляюсь”. Естественно, мы вос-
пользовались его отсутствием и.
..
дружно “занялись”!»
Образование, полученное на
двух факультетах, аспирантура,
которую Александр
Сергеевич
окончил в 1961 году, опыт работы
с оркестром - все это дало свои
результаты.
В 1966 году состоялся Второй
всесоюзный конкурс дирижеров
(на Первом, проходившем в 1937
году, первую премию получил Ев-
гений Мравинский10). Конкурс
проходил в Москве. Первую пре-
мию на нем получил Юрий Темир-
канов11, вторую - Даниил Тюлин
(сын профессора Ю. Н. Тюлина),
третью - Ф. Мансуров12, а четвер-
тую - Александр Дмитриев. За ним
шли
Максим
Ш остакович13
и
Юрий Симонов14.
Успех на конкурсе способство-
вал тому, что Дмитриева стали
приглашать дирижировать в фи-
лармонию. А затем состоялись и
первые зарубежные гастроли в
Лауреаты Всесоюзного конкурса дирижеров. Слева направо:
К. Кольчинская, Ю. Темирканов, Ф. Мансуров, Д. Тюлин, Ю. Ефимов,
А. Дмитриев, В. Кожухарь, М. Шостакович, Ю. Симонов.
1966 г.
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 25 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 27 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст