П
о
ортрет на фоне города
Польшу и Румынию, куда Дмит-
риев ездил вместе с Евгением Алек-
сандровичем Мравинским, ассис-
тентом которого он был в 1969-
1970 годах.
Работать с великим Мравинс-
ким - большая честь для любого
дирижера, а для молодого - тем
более. Александр Дмитриев счита-
ет, что для него это было громад-
ной школой, чрезвычайно полез-
ным опытом, хотя близкого обще-
ния не получалось.
Е. А. Мравинский был челове-
ком независимым. Несколько раз
ему предлагали вступить в партию,
но он отказывался, и потому счи-
тался «неблагонадежным».
.. Его
иногда не пускали за рубеж, гово-
ря: «Посидите дома, у нас к вам
есть вопросы». Но это все равно не
могло его заставить изменить свое
отношение к властям. Часто рас-
сказывают историю о том, что, ког-
да оркестранты начали уезжать из
страны, Евгения Александровича
вызвали в обком партии и спроси-
ли: «Что происходит? Почему от
вас уезжают музыканты?» И он,
ничуть не смутившись, ответил:
«Это не от меня, а от вас уезжают».
Мравинский всегда оставался са-
мим собой и ни перед кем не лебе-
зил. Он знал себе цену.
В шестидесятые годы начались
довольно тесные контакты между
советскими и зарубежными музы-
кальными вузами, в частности,
Венской академией музыки. Был
организован обмен: студент из
Вены учился в Москве, а студент из
Советского Союза учился в Вене.
Чаще всего приезжали музыканты-
инструменталисты, потому что
Московская консерватория слави-
лась своими профессорами - пиа-
нистами, скрипачами, виолончели-
стами. А в Вену ездили дирижеры.
«Для меня в Вене наиболее
интересным было посещение репе-
тиций и концертов в филармонии
и спектаклей в Венской опере, мно-
гие из которых в Советском Со-
юзе не ставились. Р. Вагнер у нас
вообще не упоминался, я уж не го-
ворю про оперы А. Берга15 “Воццек”
и
“Лулу”.
Слушал я и оперы
Р. Штрауса16 “Кавалер роз”, “Жен-
щина без тени”. Все это, конечно,
очень расширило мой кругозор и
было очень полезно».
В то время, когда Дмитриев
стажировался в Вене, в Зальцбур-
ге оперой «Золото Рейна» дирижи-
ровал знаменитый Герберт фон
Караян17. Пропустить такое собы-
тие было бы непростительно, и для
студентов академии организовали
поездку в Зальцбург. После спек-
такля Караян вышел к молодежи,
чтобы немного пообщаться. До сих
пор в личном архиве Дмитриева
хранится фотография, на которой
он снят рядом с великим маэстро.
В 1970 году А. С. Дмитриев
вернулся в Ленинград и занял дол-
жность дирижера оркестра Акаде-
мического Малого театра оперы и
балета. Шесть лет работы в театре,
несомненно,
принесли
пользу
Дмитриеву-дирижеру. И все же
именно симфоническое дирижи-
рование стало главным делом его
жизни. С 1977 года Александр Сер-
геевич возглавляет Академичес-
кий симфонический оркестр фи-
лармонии, и сегодня уже столь же
трудно представить себе филармо-
ническую афишу без его имени,
как и без имени его коллеги - глав-
ного дирижера и художественного
руководителя заслуженного кол-
лектива России - Академическо-
го
симфонического
оркестра
Санкт-Петербургской филармо-
нии
им.
Д.
Д.
Ш остаковича
Ю. Х. Темирканова.
Петербургская филармония -
это два замечательных симфони-
27
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 26 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст