ортрет на фоне города
28
ческих
оркестра
высочайшего
класса, и приглашение А. С. Дмит-
риева на пост главного дирижера и
художественного руководителя
одного из них было знаком призна-
ния его достижений и высокого
творческого потенциала.
В январе 2005 года на юбилей-
ном
концерте,
посвященном
70-летию
маэстро
Дмитриева,
министр культуры и массовых
коммуникаций А. С. Соколов вы-
соко оценил профессиональный
уровень музыкантов оркестра и
творческие заслуги художествен-
ного руководителя.
..
Александр Сергеевич - чело-
век внешне спокойный, мягкий. И
при этом ему удается держать в
руках большой коллектив музы-
кантов - людей разных по возрас-
ту, темпераменту, характеру, воспи-
танию. Конечно, иногда приходит-
ся быть твердым и даже жестким.
Но порядок и дисциплина в оркес-
тре - условия необходимые и для
творческого успеха. Трудно себе
представить
оркестр высокого
уровня, если в нем царит анархия.
Дирижерам приходится рабо-
тать не только со своим, но и с чу-
жими оркестрами. На вопрос о
том, сколько нужно репетиций,
чтобы выйти на сцену с увереннос-
тью в успехе, маэстро улыбается.
«Вопрос не стоит так, - отвечает
он. - Не спрашивают, сколько нуж-
но, а просто дают столько, сколько
возможно. И с этим приходится
мириться. Ведь с каждым днем все
жестче становится принцип “вре-
мя - деньги”. Но обычно в хоро-
шем оркестре трех репетиций впол-
не достаточно».
Однако иногда приходится
выходить на сцену совсем без ре-
петиций. Как и у всякого испол-
нителя, у Александра Сергеевича
случались разные казусы, прихо-
дилось выходить из трудных поло-
жений. Один из таких случаев он
вспоминает сегодня с улыбкой,
хотя тогда ему было не до веселья.
«На концерте в Кембридже ди-
рижировать должен был Рожде-
ственский18. Я был тогда в Англии
в первый раз. Мне, конечно, очень
хотелось побывать в Кембридже, и
я поехал в качестве слушателя. В
программе были Четвертая симфо-
ния Чайковского и “Фантастичес-
кая” симфония Берлиоза. Когда мы
приехали, Рождественский вдруг
говорит мне: “Я что-то плохо себя
чувствую. Ну, “Фантастическую” я
уж как-нибудь, а Четвертую пойди
ты дирижировать.
..” А у меня ни
фрака, ничего! Что делать? Ну, с
миру по нитке собрали что-то. Еще
папа мой тогда работал в оркестре.
Он мне дал свою рубашку. У кого-
то штаны взяли, у кого-то фрак. И
мне пришлось с ходу в Кембридже
дирижировать!»
Почти десятилетний период
творческой жизни маэстро тесно
связан с нашим скандинавским со-
седом - суровой и живописной
страной фьордов - Норвегией, куда
он был приглашен на должность ху-
дожественного руководителя и
главного дирижера симфоническо-
го оркестра города Ставангера.
Норвежский период творче-
ства Александр Сергеевич оцени-
вает как один из интереснейших в
своей жизни. «Там другие поряд-
ки, другое восприятие музыки, как
мне кажется, менее романтичное,
чем у нас, - говорит маэстро. - Там
немножко больше прозы. Музы-
кант в Норвегии - это просто пред-
ставитель одной из многих про-
фессий, точно таких же, как про-
фессии слесаря или водопровод-
чика. А для нас музыка это нечто
святое, возвышенное. Однако нор-
вежцы способны продемонстриро-
вать очень высокие художествен-
ные результаты.
Мы записали
с Ставангерским оркестром нок-
тюрны Дебюсси и симфонические
произведения Равеля, которые
требуют просто виртуозной орке-
стровой
техники.
В
журнале
CD-Review (декабрь 1994) эта за-
пись получила очень высокую
оценку. Это особенно приятно, по-
тому что французская музыка, нор-
вежский оркестр и русский дири-
жер - это достаточно редкое и нео-
бычное сочетание».
То, что принято называть твор-
ческим поиском, совсем не чуждо
Александру Сергеевичу. Он посто-
янно изучает новые произведения,
что-то меняет в сочинениях уже
исполненных не однажды. Он при-
знается, что иногда ему очень хо-
чется поиграть известное произве-
дение «новыми штрихами», что
унаследовано
им
от
учителя,
Н. С. Рабиновича. Для Александ-
ра Сергеевича работа над новыми
штрихами - это своеобразное хоб-
би внутри профессии. Но есть у
него и другие увлечения, с музы-
кой не связанные.
Недавно в Доме композиторов
прошла выставка фотографичес-
ких работ, автором которых был
дирижер Дмитриев. Больше всего
увлекают Дмитриева пейзажи, го-
родские виды. Во всех поездках с
ним фотоаппарат. Особенно любит
он снимать закаты, возможно по-
тому, что именно в этом недолгом
времени ухода солнца на ночной
покой всегда, даже в самую хоро-
шую погоду, есть элемент драма-
тизма, без которого, наверное, не
может возникнуть никакое худо-
жественное произведение.
Возможно, именно это при-
влекает маэстро и в спорте. Он
смотрит футбольные матчи с уча-
стием российской сборной, кото-
рые, особенно в последнее время,
представляют собой весьма драма-
тическое зрелище. В футбол играл
в юности и сам Дмитриев. Но, по-
жалуй, больше увлекался лыжами,
коньками, играл в пинг-понг и в
шахматы.
И все же самое большое увлече-
ние сегодня - это компьютер, за ко-
торым Александр Сергеевич иногда
просиживает до поздней ночи.
Маэстро Дмитриев - очень
скромный человек. Приходится
задавать ему множество разных
вопросов, чтобы коснуться некото-
рых глубин его души. В этом помо-
гает нам жена Александра Сергее-
вича, Людмила Григорьевна. От
нее мы узнаем, что ко многим дос-
тоинствам ее мужа следует доба-
вить такое важное и полезное в се-
мейной жизни, как умение гото-
вить, а главное - делать это с удо-
вольствием. Специализацией ма-
эстро являются рыбные блюда.
Людмила Григорьевна, не без гор-
дости рассказывая о том, как муж
разделывает рыбу, говорит: «Такое
впечатление, что он был хирургом,
настолько хорошо он это делает.
Просто удивительно!»
Список умений и навыков ди-
рижера Дмитриева можно про-
должить, упомянув о том, что он
умеет чинить дверные замки, мыть
окна, вскапывать грядки и делать
много других полезных повсед-
невных дел.
Особенно важным для нашего
рассказа о маэстро Дмитриеве в
контексте истории культуры наше-
го города является тот факт, что не
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 27 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст