П
о
ортрет на фоне города
А. С. Дмитриев с женой Л. Г. Дмитриевой.
2005 г. Фото О. Молкиной
чуждо ему было и техническое
творчество. Увлечение радиотехни-
кой, модное в пятидесятые годы, не
обошло и юного музыканта Сашу
Дмитриева. Он собрал радиоприем-
ник, который принимал сигналы в
16-метровом диапазоне, что позво-
ляло слушать «Голос Америки». К
тому времени увлечение джазом
уже охватило многих молодых лю-
дей, тем более музыкантов. Нача-
лось все с Шостаковича, написав-
шего
музыку для кинофильма
«Встреча на Эльбе», в котором для
характеристики американских сол-
дат он использовал джаз. Посмот-
рев фильм, мальчишки из Хорово-
го училища сразу же стали играть
этот джазовый фрагмент на рояле.
Из всех классов доносились парал-
лельные квинты, которые запреща-
лись по правилам классической
гармонии. Играл, конечно, и Саша
Дмитриев.
Собранный
своими
руками
приемник помог проникнуть в не-
ведомый мир американской музы-
ки. Так, благодаря кинематографу
и самодельному приемнику, джаз
занял почетное место в ряду при-
страстий будущего дирижера. Уже
в консерватории он стал одним из
организаторов небольшого вокаль-
ного ансамбля из пяти человек, ко-
торый выступал в основном на ка-
пустниках и вечеринках. В то же
время на одном из старших курсов
учился студент Шурик Броневиц-
кий19, который тоже сумел органи-
зовать свой ансамбль. Прошло ка-
кое-то время, и стало ясно, что есть
смысл объединить усилия. Так ро-
дился первый в Советском Союзе
вокально-инструментальный ан-
самбль «Дружба», названный так,
возможно, потому, что он состоял
из людей разных национальностей:
студенты из ГДР Рольф Шаблинс-
кий (гитара) и Вернер Мачке (кон-
трабас). Солистка - никому тогда
не известная полька Эдита Пьеха20,
училась в то время в Ленинградс-
ком университете на психологичес-
ком отделении философского фа-
культета и пела в хоре польского
землячества, где ее и услышал сту-
дент консерватории Броневицкий.
По его приглашению Э. Пьеха выс-
тупила с ансамблем, исполнив сра-
зу же ставшую популярной песен-
ку «Червоный автобус». Ансамбль
и его солистка стремительно завое-
вывали любовь слушателей.
В
составе «Дружбы»
было
11 человек. Многие стали извест-
ными музыкантами. В. Чернушен-
ко21 стал художественным руково-
дителем Капеллы, много лет был
ректором Ленинградской (затем
Петербургской) консерватории.
В. Васильев был главным дириже-
ром в воронежской опере. Ю. Бра-
гинский заведовал кафедрой в Но-
восибирской
консерватории.
Б. Ляшко стал проректором Мос-
ковской консерватории. А. Пусто-
валов руководил ансамблем песни
и пляски Киевского военного ок-
руга. Помимо солистки Эдиты
Пьехи в ансамбле была еще одна де-
вушка, Маргарита Иванова, кото-
рая стала потом солисткой в свер-
дловской опере.
Появление на эстраде «Друж-
бы» явилось неким светлым лучом
- одним из символов наступившей
недолгой «оттепели». Ансамблю
повезло. Он был принят не только
публикой, но и признан властями.
Скоро он получил официальный
статус ВИА, а Александр Броне-
вицкий стал его художественным
руководителем. Начались выступ-
ления по радио и на телевидении,
выезды на гастроли. Успеху и по-
пулярности «Дружбы» в большой
степени способствовал Всемирный
фестиваль молодежи и студентов,
на котором власти решили проде-
монстрировать разнообразие му-
зыкальных жанров.
Будучи известным музыкан-
том, руководителем одного из
Ансамбль «Дружба». Солистка Э. Пьеха.
Хор: третий справа - А. Дмитриев, в центре - В. Чернушенко.
1968 г.
29
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 28 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст