ригороды
Шуваловский парк,
Адольф
Полье
и первые работы Александра
Брюллова
К 210-
летию
со
дня
рождения
А
дольфа
П
олье
Е. Л. Александрова, И. П. Ерохина
Деревянный дворец в Шуваловском парке.
Арх. Г. Боссе. 1850-1854 гг.
Фото 1860-х гг. (предположительно)
Один из прекраснейших угол-
ков старинного и загадочного Шу-
валовского парка - единственного
сохранившегося до наших дней са-
дового ансамбля северных приго-
родов Петербурга - связан с име-
нем Полье. Его имя сохранилось в
неразрывной связи с парковыми
сооружениями: «склеп Полье» и
ажурная воздушная готическая
церковь над ним, «Аллея Полье»,
«Адольфова аллея», или «Аллея
вечности», ведущая от склепа к
Вороньей, или, как ее называли
прежде, Адольфовой, горе.
Однако сам Адольф
Полье
(1795-1830) - второй муж владе-
лицы парголовского имения Шува-
ловых, «роковой вдовы» Варвары
Петровны Шуваловой-Полье-Буте-
ра заслуживает внимания не толь-
ко как инициатор возрождения
заброшенной к тому времени усадь-
бы, в которой прошли последние
три года его столь короткой жизни,
но и как разносторонне образован-
ный человек, незаурядный худож-
ник и ученый, открывший первое в
России месторождение алмазов.
Столь же многогранно одарен-
ным, творчески оригинальным яв-
лялся и создатель того уголка пар-
ка, который напоминает об Адоль-
фе Полье уже почти в течение двух
столетий. Это - Александр Брюл-
лов (1798-1877) - архитектор, по-
ложивший начало новому направ-
лению в русском зодчестве 1830-х
годов, а также известный совре-
менникам художник-акварелист,
выполнявший заказы на портреты
знатных особ. Однако эта сторона
деятельности затмевалась его архи-
тектурными дарованиями и славой
брата-художника.
Творчество Александра Брюл-
лова, особенно его архитектурные
работы, хорошо изучено1. Также
известно, что, учась в Академии
художеств и находясь в пенсионер-
ской поездке в Италии, он занимал-
ся
живописью2.
Из
переписки
А. Брюллова с друзьями видно, что
за границей он много рисовал, в ча-
стности, особ русской знати, нахо-
дившихся в Италии. Очевидно, от
них о мастерстве русского пенсио-
нера стало известно королю Неапо-
ля, заказавшему ему акварельные
портреты членов своей семьи3. Ув-
лечение Александра живописью во
время пенсионерской поездки было
так велико, что друзья даже опаса-
лись, что оно пойдет в ущерб его
основной архитектурной деятель-
ности. Так, сопровождавший пенси-
онеров в их поездке казначей Об-
щества поощрения художников,
финансировавшего их обучение за
границей, П. А. Кикин в своем пись-
ме старшему брату А. П. Брюллова
Федору писал: «Боюсь.
.. крайне бо-
юсь, чтобы Александр не сделался
рисовальщиком.
..»4. За свою жизнь
Александр Брюллов исполнил бо-
лее 100 портретов своих современ-
ников, и почти все они сохранились
до нашего времени в различных
музеях и частных коллекциях5.
В этой статье рассматривает-
ся самый ранний, наименее изу-
ченный
период
деятельности
А. П. Брюллова - архитектора и ри-
совальщика, - после его возвраще-
ния на родину в 1829 году6. В тот
период он часто общался с возвра-
тившимися из Италии летом 1827
года владелицей парголовского
имения графиней Варварой Пет-
ровной Шуваловой, с которой по-
знакомился в Неаполе, и ее вторым
мужем - графом Адольфом Полье
- незаурядным рисовальщиком, ув-
лекавшимся минералогией и пере-
писывавшимся с ведущим немец-
ким ученым того времени Алексан-
дром Гумбольдтом, которого сопро-
вождал в его поездке по Уралу.
Именно для парголовского имения
графини Александр Брюллов спро-
ектировал и создал свою первую
известную постройку в России -
31
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 30 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст