ригороды
32
церковь Петра и Павла в Шувалов-
ском парке. Однако, по-видимому,
возведение того храма было не пер-
вой его работой для В. П. Шувало-
вой-Полье. По ее заказу в 1830 году
он соорудил над могилой ее скон-
чавшегося от чахотки мужа усы-
пальницу - «Склеп Полье», над ко-
торым и возвел через несколько лет
церковь, выполнял ряд работ в пар-
головском имении7.
Известно, что «даровитый род
русских художников Брюлловых
или Брюлло (Вш1еаи) происходит
из Франции»8. В XVII веке проте-
станты Брюлло вынуждены были
бежать в Германию, в городок Лю-
небург. Появление Брюлло в Рос-
сии было началом творческого
расцвета их рода. Приехавший в
Петербург в
1733 году прадед
Александра - Георг Брюлло -
50-летний орнаментальный скуль-
птор был приглашен лепщиком на
Императорский фарфоровый за-
вод. Потомки Брюлло (или, как его
часто называли, Брылло) получи-
ли русское подданство. Сын Геор-
га Иоанна - «резного, золотарного
и лакировального дела мастер»
Иван - умер молодым, оставив
двух детей - 13-летнего Пауля
(Павла), родившегося в 1760 году,
и малолетнюю дочь Катерину. Па-
вел проявил художественные спо-
собности и был приглашен в 1793
году в Академию художеств в ка-
честве учителя орнаментальной
скульптуры. Вскоре он получил
звание академика, однако через
шесть лет был уволен. Незадолго
до этого он второй раз женился (от
первого брака у него был сын Фе-
дор) на Марии Елизавете (Марии
Карловне) Шредер, дочери при-
дворного садовника. У них было
много детей, но выдающиеся спо-
собности проявили Александр, ро-
дившийся 29 ноября 1798 года, и
Карл, родившийся через год. Из
младших детей (дочерей Марии и
Юлии (Евдокии) и умершего во
младенчестве Павла) Иван - так-
же воспитанник Академии худо-
жеств - только начал проявлять
свои незаурядные способности,
однако не успел стать известным,
скончавшись в 17 лет. Несомнен-
но, что в творческой биографии
обоих выдающихся братьев боль-
шую роль сыграли отец и старший
Федор. «Мы дома работали боль-
ше, чем в Академии»9, - вспоми-
нал впоследствии Александр. Па-
вел Иванович мог многому на-
учить сыновей. Его деятельность
была широка и многогранна: «.
..он
был замечательным резчиком по
дереву, владел секретами золоче-
ния. Занимался миниатюрной жи-
вописью, владел техникой грави-
рования и лепки»10. Старший из
братьев Федор - «профессор ис-
торической и церковной живопи-
си»11, окончил Академию худо-
жеств в 1815 году с золотой меда-
лью, был старательным, способным
и трудолюбивым. Но так сложи-
лось, что «он не оставил заметного
следа в истории искусств»12. Ему
не довелось служить в Академии
художеств, и его жизнь протекала
по обычному для художников рус-
лу: учитель рисования в домах
знати, преподаватель в пансионе
благородных девиц. Вместе с отцом
расписывал интерьеры храмов.
Именно воспитанием детей Шува-
ловой-Полье и росписью возве-
денной братом церкви он и зани-
мался в 1830-х годах, живя в доме
малолетних графов Шуваловых
вместе с их другими учителями в
парголовском имении. Как следу-
ет из «Описи мебели в господском
доме на мызе Парголовой» на 1839
год, Федор Брюллов занимал одну
из комнат на чердаке Малого дома-
дворца: «В комнате Брюллова на
чердаке мебель красного дерева,
обшитая голубым бархатом»13.
А. П. Брюллов. Портрет Андрея и
Петра Павловичей Шуваловых.
1825 г. Неаполь
15
января 1810 года Александр
Брюллов поступил в Академию
художеств, где провел 12 лет (до
1821 года). После окончания обу-
чения он с братом Карлом был от-
правлен в августе 1822 года на сред-
ства Общества поощрения худож-
ников в пенсионерскую поездку за
границу14. В Неаполе, куда худож-
ник, обучавшийся архитектуре,
приехал в октябре 1824 года15, он
познакомился с В. П. Шуваловой.
Там он исполнил акварельные пор-
треты самой графини и ее малолет-
них сыновей - наследников парго-
ловского имения. На акварели
В. П. Ш увалова «изображена в
рост, стоящая на прибрежной мор-
ской скале. У решетки на фоне ти-
пично-итальянского ландшафта с
аллей деревьев слева, и с уходя-
щим вдаль берегом, окаймляющим
залив. Если не вполне удачны здесь
сероватые, приглушенные краски,
то все же превосходным здесь ос-
тается рисунок, свободная поста-
новка гр. Шуваловой, левой рукой
держащей соломенную шляпу с го-
лубой лентой. У ног ее прыгает со-
бачка, вносящая известную жиз-
ненность в акварель, сочетающую
быт и ландшафт с портретным
изображением. В том же духе на-
писаны и мальчики Шуваловы, в
ярко-красных гусарских мундир-
чиках, стоящие на берегу моря, на
это раз действительно голубого
неаполитанского залива с дымя-
щимся Везувием»16.
После возвращения в Россию
А. П. Брюллов был определен в ок-
тябре 1830 года «архитектором
двора его императорского величе-
ства» и в феврале следующего года
назначен младшим профессором
Академии художеств17.
Время возвращения А. П. Брюл-
лова в Россию и его работы по зака-
зам графини Полье совпали с пери-
одом расцвета Шуваловского пар-
ка. Именно в 1820-1830-е годы,
когда хозяйкой парголовского име-
ния была В. П. Шувалова-Полье,
урожденная Шаховская (1796-
1870), внучка богатого горнозавод-
чика барона А. Г. Строганова. Его
дочь Варвара Александровна, на-
следница огромного строгановско-
го богатства, состоявшего, главным
образом, в уральских заводах и зем-
лях, вышла замуж за князя Бориса
Шаховского и имела дочь Елиза-
вету Борисовну (1773-1796). Пу-
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 31 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст