ригороды
Го р д и даЧа
(«кризис большого города» 1870-х годов
и формирование дачного пространства
вокруг Петербурга)*
О.
Ю. Малинова
Сеть железных дорог представ-
ляла собой своеобразный каркас
для расширения дачной зоны. Но
не только проведение железнодо-
рожного полотна «создало» дач-
ную географию того времени. Рас-
селение дачников, требовавшее оп-
ределенных условий, не могло со-
вершаться механическим путем.
К 1860-м годам в эксплуатацию
вошли четыре дороги - Петергофс-
кая ветвь Балтийской железной
дороги, участок Варшавской до
Пскова, Царскосельская и Никола-
евская. Финляндская железная до-
рога с направлением на Выборг и
ветвь Балтийской железной доро-
ги с направлением на Ревель появи-
лись позже, в 1870 году. К моменту
открытия железных дорог были по-
строены станции, место для кото-
рых выбиралось руководством до-
роги и согласовывалось с Мини-
стерством путей сообщения.
Рассчитывали ли чиновники
на то, что вокруг утвержденных
ими станционных платформ выра-
стут дачные поселки и отцы семей-
ства, выбираясь за город на выход-
ные, будут приносить дороге вы-
сокий доход? Скорее всего - да.
Железнодорожными станциями
были в первую очередь оснащены
дворцовые пригороды Петербур-
га, где императорские резиденции
традиционно окружались дачами
горожан70. К 1870 году Царско-
сельская и Варшавская дороги
предлагали своим пассажирам ос-
тановку в Царском Селе (имелось
два вокзала в разных частях горо-
да). Гатчину также обслуживали
две дороги - Варшавская и Бал-
тийская. Петергофская ветвь Бал-
тийской дороги вела в Петергоф
и Ораниенбаум. Царскосельская
дорога долгое время (до 1880-х
годов, когда появились платфор-
мы Средняя, или Московское
шоссе, а также Тярлево) насчиты-
вала всего две станции: Царское
Село и Павловск.
Дворцовые городки служили
для дачного отдыха богатых горо-
жан, которых привлекали летние
резиденции императорской фами-
лии парками, военными оркестра-
ми и другими элементами цивили-
зации. Фешенебельным дачным
районом в конце 1870-х годов ста-
ла Сиверская, предлагавшая дач-
никам удовольствие любоваться
холмистым
ландшафтом
реки
Оредеж.
Однако наличие станции - ус-
ловие важное, но недостаточное
для дачного отдыха. Дачникам тре-
бовался живописный ландшафт,
водоемы для купания, лес с гриба-
ми и ягодами, наконец, помещения,
Станции Царскосельской, Балтийской, Варшавской и Николаевской
железных дорог, введенные в эксплуатацию к 1870 году
Царскосельская
Царское Село и Павловск
Балтийская
Лигово, Петергоф, Красное Село
Варшавская
Царское Село, Гатчина, Суйда,
Сиверская, Дивенская, Мшинская,
Преображенская, Луга
Николаевская
Колпино, Саблино, Тосно, Ушаки
* Окончание. Начало в № 3 (25) за 2005 г.
3 7
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 36 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст