ригороды
44
ным принадлежало 4730 дач (в том
числе 3643 в Кивеннапа и 778 в
Уусикиркко), 230 дачных участ-
ков и 333 надела без построек.
Больше всего дач - около 1400 -
насчитывалось в поселке Терийо-
ки, относившемся тогда к волости
Кивеннапа4. В той же волости на-
ходились и другие крупнейшие
дачные поселки: в Куоккала на тот
же момент имелось 762 дач, в Рай-
вола - 757, в Келломяки - около
500 и в Оллила - около 4405. По
данным, сообщенным в 1909 году
Выборгским губернским правле-
нием, по губернии числилось 2273
владельца недвижимости, не при-
надлежавших к числу финляндс-
ких граждан6 .
Появление русских дачников
в деревнях и поселках Выборгской
губернии, безусловно, наложило
отпечаток на внешний облик и на
жизнь тех мест. Русская речь на
улицах звучала все чаще, на стенах
домов, улицах и железнодорож-
ных станциях в Терийоки, Куокка-
ла, Келломяки и других поселках
появились вывески и указатели на
русском языке, для отдыхающих
устраивались концерты и вечера,
на которых выступали русские ар-
тисты, певцы, иногда довольно из-
вестные. Александр Блок и его суп-
руга Любовь Дмитриевна летом
1912 года организовали в Терийо-
ки театральную труппу, в которую
в качестве режиссера был пригла-
шен молодой В. Э. Мейерхольд. В
некоторых поселках приезжие в
сезон отдыха составляли большин-
ство населения. В лексических
формах южно-карельского диа-
лекта стало появляться все больше
заимствований из русского языка7.
Владельцы дач привозили с собой
и русскую прислугу, которая под-
час проживала там круглый год.
Приток временного населения,
преимущественно русского и пра-
вославного, вызвал необходимость
строительства на Перешейке но-
вых православных церквей.
В
1912-1917 годах были построены
церковь Казанской Божьей Мате-
ри в Терийоки, церкви Преображе-
ния в Куоккале, Мустамяки и
Уусикиркко, церковь Всех Скор-
бящих Радость в Ваммелсуу. Те-
рийокский храм Казанской Божь-
ей Матери, построенный в 1914
году в византийско-ярославском
стиле, считался одной из замеча-
тельнейших культовых построек во
всей Скандинавии8.
Численность русских отдыха-
ющих на курортах Карельского пе-
решейка с трудом поддается опре-
делению, так как их состав был
слишком переменчив, некоторые
приезжали на несколько дней, дру-
гие жили по нескольку месяцев. К
тому же статистические сведения
первые годы вообще не собирались,
лишь с 1892 года ленсманы начали
проводить сбор соответствующих
данных. О численности русских
дачников имеются лишь прибли-
зительные предположения. Так, в
1880 году в прессе сообщалось о
том, что численность жителей дач-
ных поселков в летний сезон дохо-
дила до 30 тысяч. Своего макси-
мума число отдыхающих достиг-
ло, однако, накануне Первой миро-
вой войны. Только в Терийоки в
1911 году, согласно полицейским
данным, количество отдыхающих
(предъявивших российские пас-
порта) составило 45 960 человек, в
июле 1912 года - 46 500 человек, а
летом 1914 года оно доходило до
75 000 человек (при том что посто-
янное население Кивеннапа и со-
седней волости Уусикиркко со-
ставляло лишь около 35 000 чело-
век), в целом же по Перешейку, по
некоторым данным, число отдыха-
ющих
превышало 100 000 чело-
век9. Представляет интерес дина-
мика количества железнодорож-
ных билетов, приобретенных на
Финляндском вокзале для поезд-
ки в дачные местности Карельско-
го перешейка: в 1890 году было про-
дано 152 612 таких билетов, в
1895-м -
164 719, в 1900-м -
295 735, а в 1905-м - 509 71210. Ко-
нечно, рост количества проданных
билетов говорит не столько об уве-
личении численности более или
менее постоянных жителей дачных
поселков (хотя, косвенно, и об
этом), сколько об интенсификации
пассажирского движения по линии
Петербург-Выборг, однако и сама
эта тенденция весьма примечатель-
на. Пассажирское движение меж-
ду Россией и Финляндией продол-
жало расти и в последующие годы:
по приблизительным подсчетам
правления железной дороги, чис-
ло пассажиров, выехавших в Фин-
ляндию и въехавших из Финлян-
дии, в 1910 году составило от
1 400 000 до 1 500 000 человек и в
1911 году - от 1 600 000 до 1 700 000
человек11.
Вполне естественно, что среди
владельцев и съемщиков дач на
Карельском перешейке преоблада-
ли жители Петербурга, однако ис-
следования финских авторов по-
казали, что мнение о том, что на
Перешейке отдыхали исключи-
тельно или почти исключительно
петербуржцы, не верно. Так, по дан-
ным
диссертационной
работы
Л. Пююкёнен, на которые ссылает-
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 43 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст