ригороды
Многим населенным пунктам
Карельского перешейка был при-
чинен значительный ущерб во вре-
мя войн 1939-1940 и 1941-1944
годов. В частности, поселки Олли-
ла и Куоккала были почти полнос-
тью разрушены (Терийоки, нахо-
дившийся в некотором отдалении
от границы, пострадал несколько
меньше). Возрождение Северной
Ривьеры как курортной и дачной
зоны началось уже после войны.
1
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 18. Д. 499. Л. 41. Ранее таким правом пользовались
только российские подданные, принадлежавшие к дворянскому сословию.
2
Bodin P.-A. Karelska Na set som motesplats for nordiskt och ryskt / / Sverige och Petersburg. Vitterhetsakademiens symposium
27-28 april 1987. Stockholm, 1989. S. 25-26.
3 Hama lainen V Karjalan kannaksen vena lainen kesaasutus ja sen vaikutus Suomen ja Venaj^n suhteiden kehitykseen autonomian ajan
lopulla. Tampere, 1974. S. 98; Idem. Vanhan Suomen vena la iset huvilaasukkaat / / Vena la iset Suomessa 1809-1917. Helsinki, 1984. S. 118.
4 В 1890-е гг. строительством дач и особняков в Терийоки занимался, в частности, Ф. Р. фон Хаартман, более известный как
основатель и руководитель «Финского пароходного общества» в Петербурге. Здесь он основал «Общество по устройству дачной
жизни в Терийоки» («Sallskapet for villalifvets ordnande i Terijoki»).
5 Ha malainen V. Karjalan kannaksen vena lainen kesa asutus. S. 97-98.
6 РГИА. Ф. 1276. Оп. 18. Д. 499. Л. 42.
7 Балашов Е. А. Русское население на Карельском перешейке (XVIII - первая половина ХХ в.) / / Санкт-Петербург и страны
Северной Европы. СПб., 2002. С. 177.
8 Башмакофф Н., Лейнонен М. Из истории быта русских в Финляндии / / Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 1990. T. VII.
С. 53, 60.
9 Hamalainen V. Karjalan kannaksen vena^inen kesaasutus. S. 205, 216; Katajala K. Rautatie suuntaa Ita -Suomen alueiden tuotantoa
/ / Ita -Suomi ja Pietari. Kirjoituksia toimeentulosta suurkaupungin vaikutuspiirissa . Joensuu, 1997. S. 187-188.
10 Hamalainen V. Karjalan kannaksen venala inen kesa asutus. S. 105.
11 РГИА. Ф. 146. Оп. 1. Д. 133. Л. 271 об.
12 Hamalainen V. Vanhan Suomen venalaiset huvilaasukkaat. S. 120-121. Можно предположить, впрочем, что некоторые урожен-
цы других губерний могли на тот момент постоянно проживать в Петербурге.
13 Ibid. S. 121.
14 Из обширнейшей биографической литературы о И. Е. Репине можно порекомендовать, в частности, книгу: Кириллина Е.
Репин в Пенатах. Л., 1977.
15 Балашов Е. А. Указ. соч. С. 177.
16 Katajala K. Rautatie suuntaa Ita -Suomen alueiden tuotantoa. S. 187.
17 В очерке «Православная Карелия», составленном канцелярией финляндского генерал-губернатора, отмечалось: «Самый
процесс укоренения в Финляндии был для русских владельцев довольно трудным и болезненным, как по незнанию ими местных
порядков, так и по недоброжелательству к ним некоторой части местных обывателей и властей» (РГИА. Ф. 1276. Оп. 18. Д. 499.
Л. 42).
18 Сам по себе запрет ввоза спиртного из России в Финляндию, впрочем, оказывался бессмысленным. Как отмечалось в
докладе начальника С.-Петербургского таможенного округа, «строго преследуемый на границе вывоз спирта совершается совер-
шенно свободно пассажирами, так как останавливающиеся на 1-2 минуты пассажирские поезда никогда не досматриваются
чиновниками за их недостатком и опять предоставляются единоличному усмотрению досмотрщиков. При таковой постановке
воспрещение вывоза спирта в Финляндию является фикцией» (Там же. Ф. 146. Оп. 1. Д. 133. Л. 274 об.).
19 Там же. Ф. 1276. Оп. 18. Д. 499. Л. 43.
20 В одном из октябрьских номеров газеты «Карьяла», в частности, была помещена редакционная статья под претенциозным
названием «Финскость в опасности - идите на помощь!» («Suomalaisuus vaarassa - tulkaa apuun!») (Hama la inen V. Karjalan kannaksen
vena lainen kesa asutus. S. 148).
21 РГИА. Ф. 1276. Оп. 18. Д. 499. Л. 44.
22 Там же. Ф. 1361. Оп. 1. Д. 59. Л. 2 об.
23 Усыскин Г. С. Из революционной истории Карельского перешейка. Л., 1987. С. 188-200, 204-206; Ha mala inen V. Karjalan
kannaksen vena lainen kesa asutus. S. 137.
24 РГИА. Ф. 1328. Оп. 2. Д. 16. Л. 29-29 об.
25 Там же. Ф. 560. Оп. 26. Д. 921. Л. 52.
26 Там же. Ф. 560. Оп. 26. Д. 921. Л. 52. Звучали предложения о присоединении к России и более обширной территории: всей
Выборгской и части Миккельской губернии (Там же. Ф. 1276. Оп.18. Д. 512. Л. 406).
27 См.: Мусаев В. И. Проблема российско-финляндской границы на Карельском перешейке в XIX - начале ХХ вв. / / Санкт-
Петербург и страны Северной Европы. СПб., 2002. С. 71-73.
28 Hamalainen V. Karjalan kannaksen venala inen kesa asutus. S. 205.
29 Строительство в ближайших пригородах Петербурга активизировалось, впрочем, еще в предвоенные годы: уже в 1912-
1913 гг. в районе между Петербургом и Белоостровом отмечалось усиление спроса на бревна, доски, оконные рамы, двери и т. п.
(РГИА. Ф. 146. Оп. 1. Д. 133. Л. 271 об.).
30 Еще в мае 1916 г. полицейские органы сообщали, что число отдыхающих в Терийоки «чрезвычайно велико» (Ha ma la inen
V. Karjalan kannaksen vena la inen kesa asutus. S. 210).
31 Ibid. S. 211.
32 Ibid. S. 228-229.
47
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 46 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст