счезнувшии город
некогда еловый лес, который царь
объявил заповедным, но уберечь не
сумел - деревья погибли в навод-
нениях. Быть может, взамен при-
родного ельника Петр I решил на-
садить новую еловую рощу. Кста-
ти сказать, рядом с Летним двор-
цом находилась Дубовая роща, а
там, где сейчас стоит Чайный до-
мик, - Липовая роща. Еще одна, и
самая большая, Фабульная роща
была во Втором Летнем саду; о ней
- отдельный рассказ. Еловую рощу
из конца в конец пересекали по
диагоналям дорожки с деревянны-
ми арочными галереями. Ветви
деревьев привязывались к обре-
шетке галерей, образуя зеленый
свод. Французское название таких
дорожек - «берсо» - в России
было заменено на образное -
«огибные аллеи». В плане боскет с
диагональными дорожками напо-
минал композицию Андреевского
флага. Отсюда еще одно название
боскета - Крестовое гульбище. В
центре площадки на пересечении
аллей находился фонтан, на кото-
ром, по словам Берхгольца, стояла
«прекрасная статуя с покрытым
лицом, у подножия которой течет,
или, лучше сказать, бьет вода со
всех концов». Судя по описи 1736
года, бассейн был богато декори-
рован: «обложен свинцом, да по
местам плитками белыми и черны-
ми марморовыми, також убрано
раковинами».
Фонтан диаметром 3,5 м раско-
пан целиком. В засыпке археологи
нашли обломки беломраморных
плит и створки устричных раковин.
Посередине выложенного из кир-
пича бассейна обнаружены четыре
симметричные сквозные отверстия,
диаметром 205 мм. Отсюда била
вода, создавая иллюзию кипящих
у подножия статуи ключей. Невы-
сокие струи не должны были скры-
вать замечательную мраморную
женскую фигуру с тонким прозрач-
ным покрывалом, сквозь которое
проступали очертания прекрасного
лица. Крытые дорожки замыкались
полуциркульными беседками. Ка-
менный фундамент одной из них с
остатками деревянных столбов об-
наружен на глубине 0,4 м. Ширина
дорожек - 2,5 м.
У этого фонтана произошла
сцена, свидетель которой камер-
юнкер Берхгольц испытал чувство
неловкости за своего благородно-
Боскеты «Птичий двор»
и «Крестовое гульбище».
План шурфов. 1976 г.
го, но слишком порывистого вос-
питанника, голштинского герцога
Карла Ульриха. Во время приема в
Летнем саду герцог, помолвленный
с младшей дочерью Петра I прин-
цессой Анной, просил даровать
свободу плененному под Полтавой
графу Бонде, которого имел честь
представить царю «в небольшой
приятной аллее, где стояла превос-
ходная мраморная статуя Веры с
покрытым лицом». Как только
Петр произнес слова прощения,
герцог, «забывшись от большой ра-
дости», неожиданно отцепил свою
шпагу и вручил ее ошеломленно-
му генералу, «тогда как ему следо-
вало поднести ее сперва царю».
Петр I сделал вид, что ничего не
заметил, взял шпагу у Ягужинско-
го и подал графу. Патетическая сце-
на превратилась в комическую -
смущенный граф некоторое время
стоял с двумя шпагами в руках,
пока не возвратил взятую им от его
высочества.
Царь привел гостей в Кресто-
вое гульбище, чтобы показать свое
недавнее приобретение: статую
«Вера» («FIDES») «предивной
работы славного шкултора Антоня
Карадиния». Говорят, в Венеции
толпился народ, чтобы посмотреть
на эту статую, выставленную на
всеобщее обозрение в соборе Св.
Марка перед ее отправкой в Рос-
сию. Через год, в 1722 году, в Лет-
ний сад была доставлена парная к
ней скульптура «Религия» того же
скульптора, также изображавшая
женскую фигуру с мраморным,
словно прозрачным покрывалом на
лице. Парные скульптуры устано-
вили перед Гротом, а на фонтане в
Крестовом гульбище место «Веры»
заняла загадочная, до сих пор не
идентифицированная скульптура
«Венера везентино с малым отро-
ком». О ней в описи 1771 года ска-
зано следующее: «В роще в кресто-
образной галярее педестал дикаго
камня. На нем стоит белая мармор-
ная фигура Венера везентино. Вок-
руг онаго сибирскаго мармора ба-
сеен. Не требуетса починки»3.
В 1786 году фонтан ликвиди-
ровали, и на боскете вновь появи-
лась «Вера», но не надолго. В ночь
на 30 июля 1788 года какой-то зло-
умышленник проник в сад и сбро-
сил статую с пьедестала. «В первом
летнем саду, - читаем об этом акте
вандализма, - в крестовой роще
марморовая фигура, называемая
вера, незнаемо кем с педестала сро-
нена на землю, и из под нее унесен
свинцовый круг»4. «Религию» и
«Веру» перенесли в Грот, а оттуда
в 1795 году - в Зимний дворец, где
их установили по сторонам трона
в Георгиевском зале. К тому вре-
мени относится рисунок архитек-
тора И. Е. Старова, запечатлевше-
го статую «Религия»5. Фигуры по-
И. Е. Старов.
Рисунок статуи
«Религия» А. Коррадини
5
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 4 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст