ригороды
повышением уровня рождаемости,
но главным образом - за счет при-
езжих, так называемого «пришло-
го элемента». Население продол-
жало увеличиваться и в последу-
ющие годы, доказательства чему
можно обнаружить в одном из про-
шений жителей города к начальни-
ку Гатчинского дворцового управ-
ления К. К. Гернету, поданном в
1903 году, с просьбой возобновить
дело о постройке новой железно-
дорожной станции. В прошении
было сказано, что «население уве-
личилось <.
..> появились новые
постройки»18.
Гатчинские дома были в основ-
ном деревянными и одноэтажны-
ми, но таких построек было чуть
больше половины. Часто встреча-
лись и двухэтажные дома, а также
одно- и двухэтажные дома с мезо-
нином19. То есть Гатчина представ-
ляла собой типичный пример зас-
тройки небольших городов.
Любопытно, что город в то вре-
мя был «молодым» и «мужским».
Это было обусловлено располагав-
шимися в Гатчине войсками лейб-
гвардии Кирасирского ее величе-
ства полка и 23-й артиллерийской
бригады. Военная среда влияла на
культурное пространство Гатчины.
Культурному облику города еще с
павловских времен был свойстве-
нен военный оттенок. Ситуация не
изменилась и в XIX веке.
После смерти императора Гат-
чина не только не пришла в запус-
тение, но стала одним из крупней-
ших пригородов столицы с хоро-
шо развитой социально-культур-
ной инфраструктурой. Основыва-
лись и развивались учебные заве-
дения и учреждения здравоохра-
нения, благотворительные обще-
ства, строились новые здания.
Однако необходимо отметить
некую несхожесть Гатчины с дру-
гими малыми городами. Отличие
заключалось в том, что это был го-
род дворцового ведомства. К тако-
вым относились те пригороды, где
находились императорские рези-
денции - Гатчина, Петергоф, Роп-
ша, Царское Село и другие. А это
значило, что никакие сооружения
(даже забор) не могли быть пост-
роены без предварительного согла-
сования с Гатчинским дворцовым
управлением, которое, в свою оче-
редь, получало согласие либо не-
согласие императора на проведе-
ние того или иного строитель-
ства20. В этом было рациональное
зерно - город, входивший в состав
императорского майората, должен
был выглядеть достойно. Все дела
города проходили через собствен-
ную его величества канцелярию
либо, что бывало чаще, через кан-
целярию вдовствующей императ-
рицы Марии Федоровны.
Особым вниманием императ-
рицы пользовались богоугодные и
учебные заведения. Одними из са-
мых известных стали Лечебница
для хронически больных детей и
Дом попечения о хронически боль-
ных детях. Они были приняты под
«августейшее ея императорского
величества государыни императ-
рицы Марии Феодоровны покро-
вительство»21 в 1901 году. Дом по-
печения входил в Общество лечеб-
ниц для хронически больных де-
тей, председателем совета которо-
го был К. А. Раухфус22. Дом ставил
своей целью «призревать, воспиты-
вать и обучать полезным занятиям
бедных детей, выходящих из ле-
чебницы.
..»23. Принимались туда
девочки и мальчики от 2 до 10 лет.
Мальчики выходили из дома по-
печения в 10-12 лет, девочки - в
16 лет. Их либо возвращали роди-
телям, либо направляли в специ-
альные заведения. Дети воспиты-
вались на средства дома, в жизни
которого активное участие прини-
мала императрица, поскольку он
был учрежден с высочайшего со-
изволения его императорского ве-
личества государя императора в
1886 году на пожертвованные для
той цели средства24. Без согласия
императрицы в состав комитета
дома никто не мог войти. Мария
Федоровна регулярно помогала
лечебнице и дому. Так, ежегодно
императрица присылала лечебни-
це 350 рублей на содержание бес-
платной кровати имени генерал-
адъютанта П. А. Черевина25.
Императрица также присыла-
ла городу деньги для раздачи бед-
нейшим жителям на Пасху и Рож-
дество. В 1906 году пожертвован-
ная сумма составила 200 рублей26.
Во время Японской и Первой
мировой войн в Гатчине по велению
императрицы был открыт эвакуа-
ционный лазарет, в жизни которо-
го основательница также принима-
ла активнейшее участие. Ежеме-
сячно в лазарет поставлялись меди-
каменты, одежда, еда, папиросы,
подарки со склада, открытого им-
ператрицей в Аничковом дворце27.
Будет, однако, заблуждением
считать, что жизнью города распо-
ряжался только император. Городс-
кие обыватели были довольно ак-
тивны и постоянно обращались с
прошениями к императрице. Осо-
бенно активность граждан возросла
после революции 1905 года. Так, по
многочисленным просьбам жителей
в одном из дачных районов Гатчины
- Мариенбурге - был учрежден ме-
дицинский пункт, оборудование и
медикаменты которому пожертво-
ваны расформированным на тот пе-
риод эвакуационным лазаретом28.
Около 15 лет (с 1898 года)
жители города через начальника
дворцового управления К. Гернета
вели переписку по созданию новой
железнодорожной станции на Вар-
шавской линии железной дороги29.
Станция была названа именем до-
чери Николая II - великой княж-
ны Татьяны Николаевны (плат-
форма Татьянино).
В городе открывались новые
учебные заведения. Если к момен-
ту смерти Александра III в городе
было 6 казенных учебных заведе-
ний, то через 12 лет (в 1906 году) в
Гатчине было уже 17 школ и учи-
лищ, не считая частных. Появилось
много школ и гимназий для дево-
чек, как, например, Трудовое убе-
жище для беспризорных детей по-
печительства о домах трудолюбия
и работных домах30.
Что касается ранее основанных
учебных заведений, то они стали
активно развиваться. Например,
расширила свой штат Гатчинская
женская гимназия.
Не менее значимым учебным
заведением был и Гатчинский си-
ротский институт имени импера-
тора Николая I. Сиротских инсти-
тутов такого уровня в России было
всего три - Санкт-Петербургский,
Московский и Гатчинский. В раз-
ное время в Гатчинском институте
работали Н. Шильдер, К. Ушинс-
кий. Из стен его вышли известные
люди, среди которых особо можно
выделить великого шахматиста,
основателя русской шахматной
школы М. И. Чигорина.
Преподавали в этих заведени-
ях только люди, получившие об-
разование в таких заведениях, как
Петербургский
императорский
51
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 50 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст