ригороды
теки активно пользовались 270
взрослых и 100 детей), Городского
комитета попечительства о народ-
ной трезвости, гатчинского обще-
ства «Просвещение», которые уст-
раивали лекции с показом слай-
дов37. Особый интерес представля-
ла платная библиотека библиофи-
ла А. Лазаревского.
Важным культурным событием
города был ежегодный праздник
«синих» гатчинских кирасир, про-
водившийся 9 мая на плацу перед
Гатчинским дворцом. Шеф полка -
императрица Мария Федоровна
принимала парад кирасир. Почти
всегда на тех мероприятиях присут-
ствовал император Николай II.
Плац перед дворцом украшался по-
меранцевыми деревьями из двор-
цовых оранжерей. На парад прихо-
дили полюбоваться и многие жите-
ли Гатчины.
В XX веке не менее значимым
событием стало появление в горо-
де кинематографа. Один из таких
кинотеатров, «Олимпия», был от-
крыт в здании гатчинского обще-
ственного
собрания38,
которое
было построено при Александре II,
а усовершенствовано при его сыне.
При Александре III в здании был
построен театральный зал, где по-
казывались постановки местных и
заезжих трупп.
В XIX веке Гатчина стала при-
влекать внимание мастеров толь-
ко что появившейся фотографии.
Еще в 1865 году в городе была от-
крыта первая мастерская светопи-
си - «Фотография Кудрявцева и
Ко». В 1888 году в Гатчину приехал
С. Л. Левицкий - один из основа-
телей русской фотографии. Там он
открыл свою мастерскую, которую
часто посещали члены император-
ской семьи. За свои труды он был
удостоен звания «фотографа им-
ператорских величеств». На город
обратил свое внимание К. К. Бул-
ла, который фотографировал там
городские виды и парки39. Среди
прочих известных фотографов в
Гатчине
снимали
А. Борисов,
М. Будунов и Д. Сахновский40.
Кроме прочих новинок в Гат-
чине летом 1900 года была соору-
жена подвесная электрическая же-
лезная дорога. Вот что об этом пи-
сал сам создатель дороги - инже-
нер И. Романов: «Я, с соизволения
ея императорского величества го-
сударыни императрицы Марии
Федоровны <.
..> построил в Гат-
чине на территории дворца между
дворцом и Балтийским вокзалом
подвесную железную дорогу моей
системы для демонстрации ея чле-
нам императорской фамилии»41.
Демонстрация прошла 29 июня в
присутствии императрицы. Доро-
га, ее иногда называли трамваем,
хотя это было не так, была пред-
назначена для Всемирной выстав-
ки в Париже.
В июле 1909 года в Петербурге
был открыт самолетостроительный
завод. Были построены первые рус-
ские самолеты системы Я. М. Гак-
келя, испытание которых проходи-
ло на военном поле Гатчины неда-
леко от дворца. Осенью 1909 года
на том же поле в Гатчине с показа-
тельными полетами выступал фран-
цузский авиатор Леганье42.
Вскоре в Гатчине сформировал-
ся авиационный отдел Офицерской
воздухоплавательной школы. Воен-
ное поле за полотном Балтийской
железной дороги было отведено под
аэродром. Первыми авиаторами, ов-
ладевшими искусством пилотирова-
ния в России, были поручики Г. Гор-
шков и Е. Руднев. В 1911 году на гат-
чинском летном поле открылась но-
вая авиационная школа «Гамаюн»,
принадлежавшая I Российскому то-
вариществу воздухоплавания. Ту
школу закончила первая женщина-
авиатор - Л. В. Зверева. Но глав-
ной гордостью авиашколы стали
П. Нестеров и В. Чкалов, прохо-
дившие курс обучения в Гатчине.
Огромные толпы любопытных со-
бирали полеты знаменитого бипла-
на Сикорского - «Илья Муро-
мец»43. В 1912 году в пригороде
Гатчины - в деревне Сализи - про-
шли испытания первого в мире па-
рашюта конструкции Котельнико-
ва. Военный аэродром, единствен-
ный в Ленинградской области
аэродром с бетонным покрытием,
просуществовал до 1950-х годов.
Пик социального и культурно-
го благоустройства Гатчины насту-
пил в самом начале XX века. На
Всемирной выставке в Париже
Гатчине за удачное сочетание ар-
хитектуры с природой, а также за
успехи в благоустройстве малого
города Европы была вручена Боль-
шая серебряная медаль44.
После того как Гатчина была
благоустроена, туда стала тянуться
петербургская интеллигенция, дея-
тели искусств, науки. Знаменитый
врач С. П. Боткин жил в Гатчине
каждое лето с 1870 по 1880 годы и
советовал всем ее климат как самый
здоровый
из
всех пригородов.
С. И. Рождественский писал, одна-
ко, что «Гатчину нельзя считать ме-
стом только для дачной жизни, так
как процент помещений, пустую-
щих зимой, не достигает 13% всего
числа квартир»45. С этим нельзя не
согласиться, но нельзя и не учесть
то значение, которое имели дачни-
ки для жизни Гатчины. «Гатчински-
ми
гостями
были
А. К. Толс-
той,
А. М. Горький,
А. А. Блок,
А. Н. Толстой, А. С. Грин, И. Е. Ре-
пин, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чай-
ковский, Ф. И. Шаляпин»46.
Одним из самых известных гат-
чинских дачников являлся Милий
Я. М. Гаккель у самолета своей конструкции на Гатчинском летном поле.
Фото начала XX в.
5 3
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 52 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст