ригороды
54
Балакирев - знаменитый основа-
тель кружка музыкантов «Могучая
кучка». Он более 30 лет проводил
лето в Гатчине. Не исключено, что
на решение Балакирева приезжать
на лето в этот городок повлиял
С. П. Боткин, у которого музыкант
проходил курс лечения. Сохранил-
ся дом на Соборной площади, где
жил Милий Алексеевич. Туда к
нему приезжали М. Мусоргский,
Н. Римский-Корсаков, П. Бородин,
Ц. Кюи. Там Балакирев написал в
1895 году 5 романсов. В 1902 и 1905
годах в Гатчине он работал над му-
зыкой к трагедии В. Шекспира
«Король Лир», а в 1908 году сочи-
нил II симфонию47.
В 1896-1901 годах в Гатчи-
не
проводил
лето
композитор
С. М. Ляпунов, написавший более
100 романсов и создавший много
музыкальных произведений на рус-
ские и украинские темы. В Гатчине
любил отдыхать знаменитый ком-
позитор А. К. Глазунов, который
провел не одно лето в городе и до, и
после революции.
Два
года
подряд
в
начале
XX века в Мариенбургской части Гат-
чины снимали дачу знаменитая чета
Д. Мережковский - З. Гиппиус.
Дочь первого главного храни-
теля дворца-музея В. К. Макарова,
В. В. Добровольская, вспоминала,
что в Гатчине бывали «Глазунов,
семья Лозинских, академик Иоф-
фе, педагог Пинкевич, архитектор
Лансаре (Лансере. -
С. Я.)
и мно-
гие другие»48. О семье Лозинских
стоит упомянуть особо, так как
именно в Гатчине родился самый
известный представитель этого се-
мейства - М. Л. Лозинский - поэт
и переводчик пьес В. Шекспира,
Мольера, Данте.
В 1859 году в Гатчине родился
известный русский композитор,
ректор Московской консервато-
рии
М. М. Ипполитов-Иванов,
впоследствии часто приезжавший
на свою малую родину.
Необходимо отметить, что не-
которые из дачников становились
постоянными жителями Гатчины.
Так, в 1892 году в Гатчине купил
дом академик живописи, худож-
ник-маринист, отставной морской
офицер - А. К. Беггров, произведе-
ния которого часто приобретал
Александр III для дворца. В Гатчи-
не Беггров создал значительную
часть своих произведений49.
С Гатчиной оказалась связан-
ной жизнь талантливого русского
поэта К. М. Фофанова, который в
марте 1890 года был поражен тяже-
лым психическим заболеванием и
по настоянию врачей вместе со сво-
ей семьей туда переселился. В Гат-
чине поэт прожил 13 лет и написал
многие произведения. Поклонни-
ком таланта Фофанова был И. Се-
верянин, который не раз приезжал
в Гатчину к своим друзьям - осно-
вателю
русской
карикатуры
П. Е. Щербову, который стал гат-
чинцем в 1901 году (и дом которо-
го был настоящим светским сало-
ном
города,
где
бывали
и
Ф. И. Шаляпин, и М. Горький, и
виртуоз-балалаечник В. В. Андре-
ев), и «всероссийскому гатчинско-
му жителю» - А. И. Куприну, про-
живавшему в Гатчине с 1911 года.
Еще при Александре II один из
домов в Гатчине купил известный
музыкант и композитор С. А. Зай-
цев, который стал душой музы-
кального кружка, где часто бывали
приезжавшие в город музыканты.
Там он сочинил ряд произведений
для хора. Кроме того, он является
автором музыки романса «Белеет
парус одинокий» и вальса «Воспо-
минание о Гатчине».
С 1890-х годов и до смерти в
Гатчине проживал один из крупней-
ших литераторов своего времени -
А. Н. Будищев, известный нам те-
перь лишь как автор слов всемирно
известного романса «Калитка».
Но самым знаменитым жите-
лем
Гатчины
был,
безусловно,
А. И. Куприн, создавший в Гатчине
свои произведения «Гамбринус»,
«Яма» и многие другие. А. И. Куп-
рин, будучи в эмиграции, создал
бесценные для нас произведения,
описывающие жизнь в Гатчине во
время Первой мировой и Граждан-
ской войн, среди которых особен-
но выделяется повесть «Купол свя-
того Исаакия Далматского».
Роль Гатчины в формировании
культурных процессов России кон-
ца XIX - начала XX века нельзя
переоценить. Только прекрасно
благоустроенный город с хорошо
развитой социально-культурной
инфраструктурой мог привлечь к
себе столько талантливых людей.
Большую роль в развитии го-
рода играло благотворное взаимо-
действие горожан, принимавших
активное участие в жизни Гатчи-
ны, и властей, несмотря на то, что
город входил в сферу дворцового
ведомства, а следовательно, как
уже отмечалось, ни одно решение
начальника дворцового управле-
ния либо просьбы особо активных
жителей города не могли быть вы-
полнены без разрешения государя
императора.
Это обстоятельство, на наш
взгляд, играло двойственную роль.
С
одной
стороны,
некоторые
просьбы жителей города рассмат-
ривались в канцелярии императри-
цы и императора очень долго. Так,
дело о постройке железнодорожной
станции рассматривалось 15 лет50.
Иногда дела даже не попадали к ад-
ресату, правда, подобные случаи
происходили крайне редко. С дру-
гой стороны, дворцовые города
обеспечивались гораздо лучше, не-
жели остальные, что играло нема-
ловажную роль, а подчас - главную,
в социально-культурном развитии
городов. В случае если августейшие
хозяева города считали нужным
материально поддержать какое-ни-
будь предприятие, либо учрежде-
ние, либо заведение, за своевремен-
ное поступление средств можно
было не беспокоиться.
Это отличие Гатчины от мно-
гих городов России сыграло поло-
жительную роль в ее социально-
культурном развитии. И личность
хозяев имела немаловажное значе-
ние. Благодаря трезвому, рациональ-
ному мышлению Александра III го-
род был облагорожен. Благоустро-
енность города привлекла туда
большое количество дачников и
постоянных жителей, чем был
обеспечен рост населения. Среди
привлеченных новым обликом го-
рода оказалось много людей интел-
лектуальных профессий, что не за-
медлило сказаться и на общем куль-
турном уровне горожан. Уникаль-
ность города состояла в том, что,
несмотря на прекрасную благоуст-
роенность и находившуюся там им-
ператорскую резиденцию, в Гатчи-
ну не стало переселяться чиновни-
чество, предпочитавшее хорошо
обжитые и блестящие Царское
Село и Петергоф, и поэтому Гатчи-
на была лишена того специфичес-
кого налета казенщины, который
был характерен для других тради-
ционных императорских резиден-
ций. Тон культурной жизни города
задавала интеллигенция, избрав-
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 53 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст