Г
ородской фольклор
Ж и зн ь
и
смерть поэ
т
а
Александра
Пушкина
в городском
фольклоре
Н. А. Синдаловский
5 6
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
Еще при жизни сам Пушкин с
поразительной точностью очертил
границы своей эпохи. В апреле
1834 года он написал Н. Н. Пушки-
ной: «Видел я трех царей: первый
велел снять с меня картуз и пожу-
рил за меня мою няньку; второй
меня не жаловал; третий хоть и
упек меня в камер-пажи под ста-
рость лет, но променять его на чет-
вертого не желаю, от добра добра
не ищут». Оставим на совести няни
Пушкина Арины Родионовны се-
мейную легенду о встрече ее мало-
летнего воспитанника с первым в его
жизни живым царем - Павлом I. Так
это или нет, достоверно не известно.
Просто Пушкин однажды прогово-
рился, что слышал эту трогатель-
ную, сентиментальную историю от
своей няни. Вторым царем был
Александр I. Он действительно по-
эта не жаловал, чему есть много-
численные свидетельства фольк-
лора. Об этом мы расскажем в ходе
дальнейшего повествования. Но
важнейшей фигурой в той монар-
хической триаде, конечно же, яв-
ляется Николай I. Чуть более один-
надцати лет его царствования со-
впали с последними годами жиз-
ни Пушкина. Он пережил поэта
более чем на полтора десятилетия,
скончался в 1854 году, и своей
смертью определил конец периода
русской истории, после которого
начались значительные перемены
как в государственном строитель-
стве России, так и в жизни всего
его общества. Если учесть, что мно-
гие персонажи русской истории
того времени остались в совокуп-
ной памяти поколений в значи-
тельной степени благодаря тем или
иным связям с Пушкиным, то надо
признать, что окончание эпохи
Пушкина хронологически совпало
с концом царствования Николая I,
то есть не со смертью поэта, а с ка-
лендарной серединой XIX столе-
тия. Из этого следует, что целых
полстолетия Россия жила под зна-
ком Пушкина. Что же говорить о
Петербурге первой половины XIX
века, который мы давно уже при-
вычно называем «Пушкинским»?
Как
известно,
прадедом
А. С. Пушкина по материнской ли-
нии был русский военный инженер,
генерал-аншеф Абрам Петрович
Ганнибал, который начинал свою
карьеру с должности камердинера
и личного секретаря Петра I. Исто-
рия появления Ганнибала в России
так же хорошо известна. Русский
посланник в Константинополе Сав-
ва Рагузинский в 1705 или 1706
году прислал приобретенного им на
рынке рабов ребенка в подарок Пет-
ру I. Царь крестил десятилетнего
мальчика, дав ему в качестве вос-
приемника свое отчество и имя
Абрам. С фамилией сложнее. Со-
гласно одной легенде, Абрам Пет-
рович получил ее лично от Петра в
честь легендарного полководца
Древнего мира - покорителя Кар-
фагена Ганнибала; согласно другой
- присвоил себе сам, в память о сво-
ем африканском происхождении.
И произошло это гораздо позже,
уже после смерти Петра I. Во вся-
ком случае, известно, что первона-
чально чернокожего генерала зва-
ли Абрам Петров и только потом,
через несколько десятилетий «Пет-
ров» превратилось в «Петрович». Тог-
да же появилось и добавление - Ган-
нибал. Есть и еще одна легенда, ав-
тором которой считается А. С. Пуш-
кин. Согласно ей, сам Петр I просва-
тал за арапа русскую барышню.
Однако известно, что впервые Ган-
нибал женился в 1731 году, после
возвращения из Сибири, где он на-
ходился в ссылке после смерти
Петра I, на гречанке Евдокии Ан-
дреевне Диопер, а когда та умер-
ла, женился вновь, и от того брака
родился дед Пушкина Осип Абра-
мович Ганнибал.
Как попал чернокожий маль-
чик из Эфиопии, где он родился, в
Турцию, непонятно, но в семье
Пушкиных сохранилась легенда о
том, что единокровный брат Ган-
нибала однажды отправился на по-
иски Ибрагима, как звали мальчи-
ка на его родине. Не найдя Ибра-
гима у турецкого султана и узнав
каким-то невероятным образом,
где надо его искать, брат будто бы
явился в Петербург с дарами в
виде «ценного оружия и арабских
рукописей», удостоверявших кня-
жеское происхождение Ибрагима.
Братья встретились, но православ-
ный к тому времени Абрам Петро-
вич Ганнибал, как рассказывает
предание, не захотел вернуться к
язычеству, и «брат пустился в об-
ратный путь с большой скорбью с
той и другой стороны».
Совсем недавно, уже в наше
время, эта легенда вроде бы полу-
чила неожиданное подтверждение.
Некий Фарах-Ажал, проживаю-
щий в поселке Неве-Кармаль на
территории современного Израи-
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 55 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст