счезнувшии город
Л. Бернини. «Истина».
Ок. 1645-1652 гг. Рим
наиболее ценные произведения
стояли не на открытом воздухе, а
хранились в павильоне «Грот»,
ставшем своеобразным музеем
скульптуры. Наряду с антиками
там находилась и «Спящая Вене-
ра». Академик Я. Штелин, отметив
ее местонахождение на плане рас-
становки скульптур в Гроте, в экс-
пликации написал: «Спящая Вене-
ра с резвящимся Купидоном и го-
лубем под ногой. Современная ра-
бота из алебастра. (Превосходная
вещь)»8. Вероятно, в полумраке
Грота академик не разглядел, что
статуя не из алебастра, а из мрамо-
ра. А. Г. Каминская обратила вни-
мание на композиционное сход-
ство скульптуры «Спящая Венера»
и аллегорической фигуры «Исти-
на» в галерее Боргезе в Риме. На
память приходят и другие работы
гениального скульптора: «Экстаз
святой Терезы» и «Святая Людо-
вика». Венера спит и видит эроти-
ческие сны. Чувственный восторг
молодой женщины на этот раз не
замаскирован под религиозный
экстаз. Произведение ли это гени-
ального Лоренцо Бернини или
кого-то из мастеров его круга, ос-
тается загадкой.
По окончании строительства
Таврического дворца в 1793 году
граф Г. А. Потемкин получил от
Екатерины II поистине царские
подарки, в числе которых оказа-
лись две знаменитые «Венеры» из
Летнего сада. Одна из них (антич-
ная) после смерти Потемкина по-
ступила в Эрмитаж под именем
«Венеры Таврической», а «Вене-
ра спящая» оставалась в Тавричес-
ком
дворце,
по
сведениям
С. О. Андросова, по крайней мере
до 1859 года9. Что случилось даль-
ше, неизвестно. По-видимому, об-
ломки разбитой статуи просто за-
копали в Летнем саду на террито-
рии Хозяйственного двора, где их
и нашли многие годы спустя ря-
дом с трансформаторной будкой.
Возможно, в земле сохранились и
другие фрагменты знаменитой
скульптуры. Надеемся, что в свя-
зи с предстоящей реставрацией
сада появится возможность возоб-
новить раскопки на месте Боль-
шой каменной оранжереи, где уже
сделано немало замечательных на-
ходок, о чем хотелось бы расска-
зать читателям.
1
Коренцвит В. А. Центральная часть Летнего сада по материалам археологических изысканий / / Памятники культуры. Новые
открытия. Ежегодник. Л., 1980. 1979 г.
2
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 470. Оп. 1 (86/520). Д. 20. Л. 17.
3 Там же. Оп. 3 (93/527). Д. 3. С. 6. В описи 1736 г. об этой статуе сказано так: «Венера везентино с малым отроком, стоит на
фантане» (РГИА. Ф. 467. Оп. 2. Д. 81. Л. 111).
4 Андросов С. О. Итальянская скульптура в собрании Петра Великого. СПб., 1999. С. 131.
5 Matzulevitsch J. La «Donna velata» del Giardino d’Estate di Pietro i1 Grande / / Bollettino d’Arte. № 1-2 - Gennaio - Giugno.
1965. Р. 80-85.
6 Мацулевич Ж. Летний сад и его скульптура. Л., 1936. С. 88.
7 Каминская А. Г. Ю. И. Кологривов и его участие в создании первых коллекций скульптуры в Петербурге / / Музей. 1984.
5.
С. 140.
8 Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина о скульптуре в России в XVIII веке / / Русское искусство второй половины
XVIII - первой половины XIX веков: Сб. М., 1979.
9 Андросов С. О. Указ. соч. С. 89.
7
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 6 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст