П
е
етербургскому учителю
Б .
Ю .
Кольбе
петербургский
физик и педагог
М. Е. Кисарова
84
На протяжении вот уже более
100 лет в технических вузах на лек-
циях по электростатике демонст-
рируется Сетка Кольбе - прибор,
наглядно показывающий распо-
ложение зарядов на проводнике.
Это один из множества физичес-
ких приборов, созданных в конце
XIX века одним из организаторов
экспериментального преподавания
физики в российской школе петер-
бургским педагогом Б. Ю. Кольбе.
Имя же самого автора в настоящее
время исчезло из отечественных
справочников и энциклопедий и
практически предано забвению.
Бруно Юльевич Кольбе (Bruno
Eugen
Julius
Kolbe)
родился
19 июня (1 июля) 1850 года в не-
большом уездном городке Верро
Лифляндской
губернии
(ныне
г. Выру в Эстонии) в семье пастора
лютеранского прихода Св. Барто-
ломея Юлиуса Александра Эмма-
нуэля Кольбе и его супруги Шар-
лотты Эмили, урожденной Ма-
зинг1. Мальчику не исполнилось
еще и года, когда умер его отец2. О
детских годах будущего физика
ничего не известно. В 1871 году он
поступил в Дерптский универси-
тет на физико-математический
факультет и шестью годами позже,
в 1877 году, успешно выдержав ис-
пытания на звание старшего учи-
теля математических наук, «полу-
чил в том аттестат за № 431»3.
С 1878 года началась тридцати-
пятилетняя преподавательская ра-
бота Б. Ю. Кольбе в Санкт-Петер-
бургском училище при евангеличес-
ко-лютеранской церкви Св. Анны,
которое в те годы на немецкий лад
называли Анненшуле. То было одно
из старейших учебных заведений
города. Основанное в 1736 году учи-
лище с 1852 года имело статус госу-
дарственной гимназии, аттестат зре-
лости которой с 1862 года давал пра-
во ее выпускникам без сдачи всту-
пительных экзаменов поступать в
Б. Ю. Кольбе. Ок. 1900 г.
Фото из семейного архива автора
университет. К концу XIX века в
состав Анненшуле входили мужс-
кая и женская гимназии, реальное
училище, элементарная и подгото-
вительная
школа
Сиротского
дома4. Преподавание велось на
немецком языке, хотя зачислялись
в гимназию представители разных
национальностей и вероисповеда-
ний.
Располагалось
училище
в удобном трехэтажном здании
на Кирочной улице (арх. А. И. Дю-
так), к которому в 1889 году по про-
екту В. А. Шретера был пристроен
гимнастический зал арочного типа,
удостоенный на Всероссийской ги-
гиенической выставке 1893 года зо-
лотой медали как один из лучших в
Европе. Несколько позже, в 1906
году,
по
проекту
архитекторов
А. Ф. Бубыря и Л. А. Ильина было
возведено еще одно здание для
школы, постоянно пополнявшейся
учениками, число которых возрос-
ло с 1200 человек в 1889 году до
1800 - в начале XX столетия5. Су-
ровый девиз Анненшуле: «Страх
Божий - начало премудрости»
(«Timor dei initium sapientiae») не
помешал одному из ее директоров
доктору Иосифу Кенигу (1884-
1910) руководствоваться в своей
деятельности следующими прин-
ципами: «В постоянном контакте с
родительским домом, предпочитая
воспитание образованию, не до-
пуская рутины и не гонясь за мо-
дой, следовать прогрессу педагоги-
ческой науки!»6.
Государственный статус гимна-
зии
давал
ее
преподавателям
права государственных служащих.
Старшего преподавателя математи-
ки,
физики
и
естествознания
Б. Ю. Кольбе за выслугу лет произ-
водили в соответствующие чины.
В 1892 году он был уже в чине стат-
ского советника, к 1906 году - все-
милостивейше пожалован орденами
Св. Станислава и Св. Анны 2-й и
3-й степени, Св. Владимира 4-й сте-
пени, а также медалью в память цар-
ствования императора Александ-
ра III. Именно Б. Ю. Кольбе при-
надлежит заслуга по организации в
Анненшуле передового физическо-
го кабинета, оснащенного новейши-
ми по тем временам демонстраци-
онными приборами, в том числе
изобретенными или усовершен-
ствованными им лично7.
Необходимо отметить, что до
конца XIX века преподавание фи-
зики в российской школе находи-
лось в стадии становления, этот
предмет давался в общем курсе с
химией, изложение теории не все-
гда подкреплялось опытами и экс-
периментами. И только в 1870-
1880-х годах по инициативе про-
фессора Санкт-Петербургского
университета Ореста Даниловича
Хвольсона рядом ученых и препо-
давателей был поднят вопрос о ре-
форме преподавания и содержания
курса физики. «Горячими пропа-
гандистами экспериментального
преподавания физики, много сде-
лавшими по разработке методики
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 83 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 85 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст