П
е
етербургскому учителю
86
«В неизвестную страну мож-
но попасть многими путями -
длинная пограничная линия мо-
жет быть перейдена во множестве
точек. Но не все дороги одинако-
во хороши, не все переходы оди-
наково легки». Эти слова немец-
кого химика Августа-Вильгельма
Гофмана16 поставлены автором в
заголовок предисловия к своей
книге не случайно. «Так как пред-
полагаемые лекции назначаются
для
начинающих
(студентов
младших курсов или любозна-
тельных учеников старших клас-
сов среднеучебных заведений),
то автор обращал больше внима-
ния на ясность изложения, чем на
строгую научность формы. В этом
он следовал взглядам профессо-
ра Маха (E. Mach)17 в Праге, ко-
торый высказывает следующее:
“Если преподаватель, владеющий
учебным предметом, приноравли-
вая какое-либо положение к сво-
им понятиям, формулирует его
ради собственного удовлетворе-
ния, то здесь - если это делается
невольно
-
уже
заключается
ошибка в отношении того, кто
собственно должен быть удовлет-
ворен; если же это делается созна-
тельно, то такой прием будет ди-
дактической ложью”»18. Сравни-
вая читателя со странником, от-
крывающим новые земли, автор
выступал как внимательный и
мудрый проводник, стремивший-
ся найти доступные и верные пути
приближения к истине.
Петербургское издание учеб-
ника Б. Ю. Кольбе получило вос-
торженные отклики в прессе. Кни-
га, писал рецензент, «представляет
украшение не только нашей, но и
вообще европейской литературы
по физике. <.
..> Г. Кольбе представ-
ляет блестящий пример того, что и
современный исследователь может
изучать вопрос очень сложный со
всех его сторон, не упуская из виду
ни одной мелочи, ни одной под-
робности и в этом отношении по-
чтенный автор является по духу
одним из лучших физиков школы
Фарэдея»19. Сочетание научности
и доступности, внимание к вопро-
су стоимости приборов, стремле-
ние к снижению затрат на обору-
дование физического кабинета -
все это позволило другому ре-
цензенту назвать «Введение. »
Б. Ю. Кольбе «талантливым учеб-
ником, научным и в то же время
вполне начальным, автору которо-
го удается вложить в ум читателя,
научить его»20. Популярности учеб-
ника способствовало еще то, что к
моменту выхода его в свет аппара-
ты и приборы Б. Ю. Кольбе изго-
тавливались в мастерских Петер-
бурга (мастерская О. Рихтера, по-
зднее И. Я. Урлауба), Москвы (ме-
ханик Е. С. Трындин и сыновья),
Хемница (Max Kohl und G. Lorenz),
Берлина (Ferdinand Ernecke) и
Кельна (E. Leubold’s Nachfolger).
Ученый комитет Министер-
ства народного просвещения реко-
мендовал учебник Б. Ю. Кольбе
для основных и ученических биб-
лиотек мужских и женских гимна-
зий, реальных училищ, учительс-
ких институтов и семинарий. Из-
вестный российский библиограф
Константин Николаевич Дерунов
включил ту книгу в свой «Пример-
ный библиотечный каталог»21.
В 1904-1906 годах одновре-
менно и в Берлине, и в Петербурге
вышло второе издание учебника
Б. Ю. Кольбе на немецком и рус-
ском языках, а в 1908 году в Лон-
доне учебник был издан в перево-
де на английский язык22.
К
1907
году
в
Училище
Св. Анны были организованы уже
два физических кабинета с общим
количеством приборов около 550.
Стоимость их была относительно
невелика и составляла 6 800 руб-
лей, что выгодно отличало от подоб-
ных кабинетов некоторых других
учебных заведений. Так, сравнивая
физические кабинеты Анненшуле и
Гатчинского городского института,
Б. Ю. Кольбе в письме к профессо-
ру Борису Петровичу Вейнбергу23
отмечал, что стоимость примерно
такого же количества приборов в
последнем выше почти в два с по-
ловиной раза и составляет 16 000
рублей, при этом «нужного нет, а
ненужного много»24.
Благополучно складывалась
вначале и семейная жизнь педаго-
га. В 1883 году он женится на сво-
ей бывшей ученице, двумя годами
ранее закончившей гимназическое
отделение Анненшуле, девятнадца-
тилетней Женни фон Леш (Eugeni
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 85 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст