С
троительство и архитектура
Первый постоянный мост
ЧереЗ Неву
М. П. Волкова
Проходя по подземному пере-
ходу от Пассажа к Гостиному дво-
ру у Садовой улицы, задержитесь
на минутку у фотографии на пра-
вой стороне стены с изображени-
ем моста через Неву и попытайтесь
вспомнить, как выглядит тепереш-
ний мост, занимающий то самое
место и называемый «имени Лей-
тенанта Шмидта».
Вы скажете: «Это - другой
мост». И будете правы. Да, этот мост
- предшественник ныне стоящему,
и назывался он по-другому - Ни-
колаевский. Так он выглядел в на-
чале 1900-х годов, когда фотограф
К. Булла запечатлел его на память.
Мост этот был очень знаменит: он
был первым постоянным мостом
через Неву, показавшим возмож-
ность перекрывать столь широкое
водное пространство не только на-
плавными (плашкоутными) моста-
ми, но и постоянными, созданными
из камня и металла, на свайном
фундаменте, с проемами, раскры-
вавшимися для провода судов. Со-
оружение первого постоянного мо-
ста осуществлялось в 40-е годы
XIX века при участии многих спе-
циалистов разных профессий, под-
рядчиков, огромной армии «работ-
ных людей». Из многочисленных
проектов постоянного моста наи-
более соответствующим требова-
ниям столичного города специаль-
ная комиссия признала проект ин-
женера Корпуса путей сообщения
майора Кербедза1.
Николай I уделял особое вни-
мание строительству первого посто-
янного моста через Неву. Он указал
место постановки моста, вникал в
детали проекта, давал свои указа-
ния и поправки, следил за расхо-
дованием денежных средств, забо-
тился об архитектурном убранстве
и украшении этого необыкновен-
ного сооружения. Современники
считали тот мост «детищем Нико-
лая Павловича». По воле Николая I
катафалк с его телом провезли по
мосту в царскую усыпальницу Пет-
ропавловской крепости.
21
ноября 1850 года, во вторник,
в день празднования Введения во
храм Пресвятой Богородицы, было
совершено открытие моста, назван-
ного тогда по решению Сената Бла-
говещенским. Такое название он по-
лучил по наименованию храма
лейб-гвардии Конного полка во имя
Благовещения Пресвятой Богоро-
дицы, стоявшего на площади с тем
же названием на Адмиралтейской
стороне у начала моста. В одиннад-
цатом часу было совершено молеб-
ствие и освящение моста при ог-
ромном скоплении народа всех со-
словий. Во втором часу на торже-
ство прибыли государь император,
их императорские высочества, ве-
ликие князья и особы высочайшей
свиты. В сопровождении огромной
толпы все пешком устремились по
мосту от Английской набережной до
Васильевского острова. Обратное
шествие было следующим: в первой
коляске ехал император, во второй
- великие князья Константин Ни-
колаевич и Михаил Николаевич, в
третьей - великий князь Николай
Николаевич, в четвертой - его им-
ператорское высочество герцог Лих-
тенбергский. Народ, стоявший вок-
руг, громогласным «ура» сопровож-
дал царственный поезд2.
Мостовое полотно было поло-
жено на семь ажурных, легких на
вид, чугунных арок, опиравшихся
на тонкие каменные, облицованные
гранитом быки, уходившие в глубь
воды
до
свайного
основания.
Восьмая арка, между толстым бы-
ком и береговым каменным усто-
ем, - подвижная, раскрывавшая
проход для судов отведением двух
крыльев в стороны, - у Васильевс-
кого острова.
Сверху ограждение с двух сто-
рон было составлено из звеньев
решеток, закрепленных в орнамен-
тированные столбики. Узор решет-
ки создан по рисунку А. П. Брюл-
лова и отражал морскую тему -
морские коньки поддерживали
трезубец в окружении изящного
орнамента. Архитектурное убран-
ство моста дополняли чугунные
столбы с газовыми фонарями. По-
пытка Николая I украсить мост
скульптурой не удалась, но об этом
следует рассказать.
Еще в 1845 году, будучи во
Флоренции, император сделал уст-
ный заказ известному в то время
скульптору Пименову, находивше-
муся в командировке в Италии от
Академии художеств с целью от-
бора мраморов для строившегося
в ту пору Исаакиевского собора,
сделать проекты скульптур для ук-
рашения моста. Преодолевая труд-
ности (в основном финансовые),
Пименов в течение четырех лет
создал семь проектов аллегоричес-
Благовещенский мост.
К. К. Шульц. После 1853 г.
9
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 8 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст