М
нение главного редактора
дополнительные справочные мате-
риалы: сведения об орденах Рос-
сийской империи, краткий словарь
ряда терминов, понятий и воинских
чинов, список использованной ли-
тературы, а также алфавитный ука-
затель персоналий, биографии ко-
торых рассмотрены в книге.
Но если работа автора издания
заслуживает самой высокой оцен-
ки, то в адрес научных редакторов
издания стоит высказать несколь-
ко упреков. Ряд биографий вычи-
тан ими несколько поспешно, что
привело к некоторым упущениям.
Взгляд читателя невольно начина-
ет «спотыкаться» о прочитанное
буквально с первой же биографии.
На с. 9 говорится о том, что галер-
ный мастер Андрей Иванович Алад-
чанин (Алатченинов) умер в 1765
году, но на следующей странице на-
писано, что еще в 1766 году под его
управлением «построены 53 галеры
и много других судов» (с. 10). В той
же статье речь идет о строительстве
неких «казачьих чаек» (с. 9). Тогда
как скорее всего в виду имеются не
некие чайки, а кайки, то есть греб-
ные суда, называвшиеся также по-
лугалерами или дубель-шлюпками.
Есть небольшие пожелания и
в адрес автора книги. На мой
взгляд, словарю очень недостает
ссылок на источники и историо-
графию, которые должны были бы
размещаться после каждой статьи.
Их отсутствие существенно обед-
няет научное значение работы.
Думаю, что издание значитель-
но выиграло, если бы в нем был
представлен иллюстративный ма-
териал, который, кстати, насколь-
ко мне известно, в изобилии име-
ется в домашнем архиве В. М. Лу-
рье. Остается только догадывать-
ся, почему эти иллюстрации, мно-
гие из которых являются рарите-
тами, не вошли в книгу.
К сожалению, упущен ряд био-
графий людей, имевших все осно-
вания оказаться в этом словаре сре-
ди своих собратьев по морской
стихии. Одним из наиболее замет-
ных из них является выходец из
Греции Антонис Коронелло, как,
впрочем, и его отец Якоб Коронел-
ло, заслуги которого перед Россий-
ским флотом оценил, в частности,
в
1783
году
генерал-поручик
И. А. Ганнибал1.
Есть в освещении биографий
и некоторые неточности. В частно-
сти, в биографии Пола Джонса от-
мечается, что «весной 1905 г. со
всеми адмиральскими почестями
прах Д[жонса] был перевезен в
США на фрегате “Св. Лаврентий”
и захоронен в Аннаполисе, в скле-
пе собора Академии ВМС США»
(с. 85). По сути вроде бы все вер-
но, но если учесть, что герой ста-
тьи был перезахоронен в торже-
ственной
обстановке
в
США
13 января 1906 года2, то цитата ав-
тора по поводу весны 1905 года
представляется далеко не исчерпы-
вающей.
Но эти мелкие придирки боль-
ше свидетельствуют о занудстве
главного редактора журнала «Ис-
тория Петербурга», нежели о ка-
ких-либо научных упущениях.
«Морской биографический сло-
варь» - подарок всем петербурж-
цам, особенно тем, кто неравноду-
шен к военно-морской тематике и
военной истории нашего государ-
ства. Вышедшая в прекрасном
оформлении книга производит са-
мое благоприятное впечатление.
Остается лишь сожалеть, что ее
тираж всего лишь одна тысяча эк-
земпляров.
Петербургская по сути и по
своему духу книга открывает но-
вое исследовательское направле-
ние в истории Петербурга и Рос-
сии в целом.
Новое
об
ттфбф гских
профсоюзов
В 2005 году видный петербург-
ский историк доктор исторических
наук, профессор, заслуженный де-
ятель науки РФ В. И. Носач сде-
лал землякам два замечательных
подарка. Им были выпущены из
печати очень интересные книги,
которые впервые дают полное пред-
ставление о деятельности профсо-
юзных организаций медицинских
работников Санкт-Петербурга, а
также о профсоюзе работников
связи нашего города3. Это событие
особенно важно еще и потому,
что профессиональные союзы Рос-
сии в 2005 году празднуют свой
100-летний юбилей.
Виктор Иванович, пожалуй,
самый крупный ученый из всех
тех, кто исследует историю проф-
союзного движения. Вот почему
выход из печати его работ особен-
но важен и заметен не только про-
фессиональным исследователям,
но и широкому кругу читателей.
Книги уважаемого профессо-
ра - во многом новаторские рабо-
ты. И дело не только в искреннос-
ти и научной честности историка.
Важно то, что в своих новых пуб-
ликациях В. И. Носач ввел в науч-
ный оборот небывалое число но-
вых исторических источников,
что дало уникальную возможность
приблизиться
к
исторической
правде, понять, сколь непрост, а
порой и драматичен был путь
профсоюзов нашего города.
Автор книг, опираясь на мно-
гочисленные документы, главный
акцент делает на истории конкрет-
ных людей. От этого его исследо-
96
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 95 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 97 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст