Ю. В. Мудров
98
Очередное выездное заседание
редакционной коллегии журнала
состоялось в Санкт-Петербургском
отделении Российской академии
художеств.
Его первая часть была посвя-
щена знакомству с Научно-иссле-
довательским музеем Российской
академии художеств. О его исто-
рии рассказала исполняющая обя-
занности директора Вероника Тра-
яновна Богдан.
Музей - старейшее художе-
ственное собрание Санкт-Петер-
бурга и первый в России музей,
открытый для всех слоев общества
уже в 60-е годы XVIII века. Осно-
ван он в 1758 году. Его история тес-
но связана с учреждением в 1757
году «Академии трех знатнейших
художеств» в Санкт-Петербурге.
Ее основателем и первым прези-
дентом был Иван Иванович Шу-
валов, передавший академии пер-
воклассную коллекцию картин ев-
ропейских мастеров из личного
собрания. Именно его дар и стал
ядром собрания, постепенно по-
полнявшимся передачами картин
из Зимнего и Ораниенбаумского
дворцов, дарами частных лиц. За-
думанный как учебный музей, ос-
новной задачей которого было
воспитание и совершенствование
вкуса воспитанников Император-
ской академии художеств, он уже
в XIX веке перерос свое сугубо
методическое значение. Коллек-
ция академического музея к концу
XIX столетия могла соперничать с
Эрмитажной, в ней сосредоточи-
лись великолепные образцы евро-
пейской
живописи,
рисунка,
скульптуры XV-XIX веков, а так-
же лучшие образцы русской худо-
жественной школы.
Выставки,
организуемые в академических за-
лах, привлекали большое количе-
ство просвещенной публики. Ака-
демию посещали А. С. Пушкин,
Ф. М. Достоевский, другие извес-
тные писатели, поэты, ученые, ак-
теры, музыканты.
С 1947 года каждое из учреж-
дений Академии художеств - На-
учно-исследовательский музей,
Научная библиотека, Научно-биб-
лиографический архив, Институт
живописи, скульптуры и архитек-
туры им. И. Е. Репина - стали юри-
дически самостоятельными орга-
низациями, каждая из которых на-
прямую подчиняется президиуму
Российской академии художеств.
В рассказе было уделено вни-
мание и сегодняшнему дню музея,
его состоянию, структуре, основ-
ным экспозициям и филиалам.
В музее три постоянные экспо-
зиции: «Слепки с античной и за-
падноевропейской скульптуры»,
«История русской художествен-
ной школы» и «Образ Санкт-Пе-
тербурга в акварелях, гравюрах,
архитектурных чертежах и моде-
лях Х VШ -Х IХ веков». У музея
есть отделы - Музей-квартира
И. И. Бродского (пл. Искусств),
Музей-квартира А. И. Куинджи
(Васильевский остров, Биржевой
переулок), Дом-музей П. П. Чис-
тякова (Пушкин), а также два фи-
лиала - Музей-усадьба И. Е. Ре-
пина «Пенаты» и Музей-мастерс-
кая С. Т Коненкова (Москва).
Научно-исследовательский
музей с огромным успехом уча-
ствует в крупных международных
выставках, среди которых «Три-
умф барокко. Архитектура в Евро-
пе. 1650-1700», «Род Строгано-
вых. Меценаты и коллекционеры»,
«Императорский Санкт-Петер-
бург. От Петра Великого до Екате-
рины II», «Россия - Италия. От
Джотто до Малевича», «Дух горо-
дов. Европейские города в эпоху
Просвещения» и другие.
Директор музея поделилась и
планами на будущее. Основное
внимание было обращено на под-
готовку предъюбилейных и юби-
лейных мероприятий. К 250-летию
Академии художеств, которое бу-
дет отмечаться в 2007 году, Музей
подготовил целый ряд собствен-
ных проектов, в том числе две
большие экспозиции из своих
фондов - «Путь к мастерству.
XV - начало XX веков. Европейс-
кая живопись, рисунок, скульпту-
ра, гравюра, архитектурные черте-
жи XVIII - начала XX вв.» - в 2006
году и «Эпоха Рафаэля и русская
художественная школа. Ж иво-
пись, рисунок, скульптура, архи-
тектурные чертежи, модели, гра-
вюры XV-XIX веков» - в 2007
году. Из предъюбилейных проек-
тов уже осуществлены два - выс-
тавки «Немцы и Академия худо-
жеств. XVIII - начало XX вв.» (из
фондов Музея) и «Академия ху-
дожеств. История в фотографиях.
1850-1950 гг.». Обе выставки были
показаны в парадных залах Музея
и в выставочных залах Российской
академии художеств в Москве - в
галерее Зураба Церетели.
Кроме того, на 2006 год Науч-
но-исследовательский музей зап-
ланировал международный семи-
нар-коллоквиум «Академии худо-
жеств: вчера, сегодня, завтра». В
нем примут участие исследовате-
ли из России, Франции, США. В
центре внимания будет обсужде-
ние истории различных европейс-
ких и американских академий, их
роли и места в современном худо-
жественном процессе, а также роль
и значение академий в будущем.
Познакомившись к экспози-
циями и отделом слепков, члены
редколлегии перешли к знаком-
ству с творческой деятельностью
академии сегодняшнего дня.
История Петербурга. № 4 (26)/2005
предыдущая страница 97 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн следующая страница 99 История Петербурга №26 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст