91*
у т е ш е с т в и е п о г о р о д у
Я о
левому берегу
или
Четыре
дистанции
архитектора
(Волкова
З
аметки
экскурсовода
М . М . Ф о ки н
. Я предлагаю пройти не по все-
му левому берегу, а только от Л и -
тейного моста до Новоадмнрал-
тейского канала (при этом исклю-
чая А дм и ралтейскую набереж-
ную). Дело в том, что именно этот
участок берега в царствование
Екатерины - с 1764 по 1788 год -
был превращен в роскошную гра-
нитную набережную. Первым пу-
теводителем по городу, описавшим
ее, был путеводитель Иоганна-Гот-
либа Георги. Этот автор интересен
тем, что, прежде чем познакомить-
ся с Петербургом, он уже повидал
Европу, и ему было с чем сравни-
вать. Таким образом, его оценки -
это оценки человека сведущего. И
вот что он писал о набережной:
«Сей великолепный берег прочно-
стию, красотою и употребленными
на построение оного иждивениями
есть единая из наипреимуществен-
нейших достопамятностей и укра-
шений Санкт-Петербурга, и ника-
кой город в Европе не имеет по-
добного сему украшения».
О
том, как проектировалась и
строилась эта гранитная набереж-
ная, подробно писал Кочедамов в
своей книге «Набережные Невы».
29 июля 1762 года архитектор Се-
мен Артемьевич Волков предста-
вил план строительства. С веду-
щий читатель, конечно, не спутает
его с архитектором Федором Ива-
новичем Волковым - автором зда-
ний М орского корпуса. Соляного
городка и других. Семен Артемье-
вич разделил весь берег от Литей-
ного двора до Новоадмиралтейс-
кого канала на четыре строитель-
ные дистанции. В соответствии с
его планом отделка берега грани-
том шла постепенно и в 1788 году
закончилась у канала. Началось
строительство с каменной приста-
ни напротив Зимнего дворца, от-
туда пошло вверх по течению. Вот
и нам хорош о было бы вслед за
строителями пройти все это рас-
стояние в том же порядке. Но что-
бы, дойдя от Зимнего до Литейно-
го, не возвращаться потом назад,
мы сразу отправимся в путь от
Литейного моста.
Сейчас эта набережная, до
Фонтанки, называется набережной
Кутузова. По плану С. А. Волкова,
это была 3-я строительная дистан-
ция. Названия набережная меняла
много раз. и эта тема хорошо отра-
жена в литературе.
Первое название - Гагаринская
- напоминает о появившейся еще
в петровское время напротив Гага-
ринской улицы (в советское вре-
мя - ул. Фурманова) Гагаринской
пристани, о том, что долго суще-
ствовал Гагаринский перевоз отсю-
да на Петербургский остров. Там
сначала
бы ли
палаты
князя
М. П. Гагарина, потом - Гагаринс-
кий буян.
Перевозы действовали в Пе-
тербурге долго, хотя еще в 1727
году появился первый наплавной
мост через Неву, а в 1850 году - и
первый постоянны й. На нашем
пути будет и трасса наплавного
Исаакиевского моста, и Благове-
щенский мост.
Где-то здесь, у Литейного мос-
та, начинался Косой Дементьев
канал. О н соединялся с Фонтанкой
между д. 6 и д. 8 (там сейчас
ул. О руж ейника Ф едорова). Та-
ким образом, от левого берега
Невы отсекался треугольник, огра-
ниченны й Невой, Ф онтанкой и
каналом - территория Придворно-
го запасного двора. Тот канал, про-
рытый в 1719-1720 годах и засы-
панный в 1765 году, должен напо-
минать нам о голландском инже-
нере петровского времени Харма-
не ван Болесе. О н достоин того,
чтобы его помнить, - все (или по-
чти все) мосты в городе при Петре
построены по его проектам.
Еще со времен Петра эта часть
города была связана с артиллери-
ей. Все знают о Литейном дворе, о
разных других заведениях на Л и -
тейном проспекте.
.. Во второй по-
ловине X IX - начале X X века в д. 2
располагались Окружное артилле-
рийское управление, начальник
артиллерии военного округа. Уп-
равление артиллерии гвардейско-
набереж ная Кутузова
История ІІгтербуїмп. М 5 (27)/2<Ш.Ї
предыдущая страница 17 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 19 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст