у т е ш е с т в и е п о г о р о д у
Я вспоминаю слова знамени-
той
«Ленинградской
песни*
А. М. Городницкого:
Н а Невском рекламы кино,
А в Зимнем по-преж нему Винчи.
Дело в том, что обе картины
Леонардо да Винчи, которыми рас-
полагает Эрмитаж, находятся не в
Зимнем, а здесь, в Старом Эрми-
таже. Но это опять же поэтическое
видение - А. М. Городницкий пи-
сал не путеводитель.
О Малом Эрмитаже (д. 36)
сказать, пожалуй, нечего - все уже
сказано. Можно лишь добавить,
что Ф. де Миранда в своих запис-
ках уделил внимание и ему. Он от-
метил, что все стены его увешаны
картинами - 3 или 4 тысячи поло-
тен: фламандские, голландские,
испанские, меньше итальянских.
Поразил его воображение и зим-
ний сад. Он отметил, что там были
птицы из Азии и Америки.
Уже перед Великой Отече-
ственной войной здание принадле-
жало Государственному Эрмитажу.
А вот Зимний дворец (д. 38)
целиком стал принадлежать Эрми-
тажу только в 1945 году. До того
там что только не располагалось
(хотя с 1922 года этому музею при-
надлежала большая часть здания).
Я хочу отметить лишь отдельные
штрихи к его портрету.
Как пишут многие авторы,
в 1718-1725 годах на месте нынеш-
него Зимнего дворца были постро-
ены
дома
Крюйса,
Рагузинс-
кого, Апраксина и Кикина. Дом
Ф. М. Апраксина особенно удосто-
ился внимания совремейнпков-
иностранцев, побывавших в горо-
де. Ф.-В. Берхгольц писал о нем:
«...лучший и самый роскошный во
всем городе». Карл-Рейнгольд
Берк высказался определеннее:
«...большой и по петербургским
понятиям красивый дом*. Речь
шла. конечно, о доме, построенном
в 1716 (или 1717) году по проекту
Леблона. До этого были дома, по-
строенные по проекту Д. Трезини.
Бездетный Ф. М. Апраксин в 1728
году завешал свой дом Петру II, и
на основе этого дома и строился
дворец для Анны Иоанновны. Об
этом дворце Джон Кук сказал:
«Это, вероятно, одно из прекрас-
нейших зданий в Европе».
Когда в 1732 году начали стро-
ить Зимний дворец Анны Иоан-
новны, из соседнего дома Кики-
на выселили Морскую академию,
которая размещалась там с 1718
года. Академия перебралась на
Васильевский остров, где под
разными названиями существо-
вала почти все время и существу-
ет по сей день.
История Зимнего дворца изло-
жена у разных авторов хорошо и
подробно.
Не забыты
и
балы
(сколько мемуаристов писали о
них), и история электрического
освещения дворца. Я. как всегда,
расскажу немного о размещавших-
ся здесь учреждениях, причем о
тех, которые были здесь в 1920-
1930-х годах.
Итак, в 1918 году дворец пере-
именовали в Дворец искусств. До
1922 года в нем размещались при-
емный пункт для военнопленных
старой армии, общежитие детской
колонии дошкольного возраста,
штаб по устройству массовых тор-
жеств и другие учреждения. В 1919
году во дворце находился Музей
революции. Председателем учено-
го совета музея был Г. Е. Зиновьев.
В ученый совет входили Горький,
Луначарский, В. Фигнер. Это было
очень интересное учреждение, со-
вершенно не похожее на то, что от-
крылось в 1957 году в особняке
М. Ф. Кшесннской. Он был посвя-
щен не одной лишь Великой Ок-
тябрьской социалистической ре-
волюции, а мировому революци-
онному движению в целом. Он
включал такие экспозиции: рево-
люционная борьба в царской Рос-
сии, каторга и ссылка, МОПР, со-
циалистическое строительство в
СССР, революции в Европе и дру-
гие. Был газетный отдел, был лис-
товочный фонд. Музей революции
в Зимнем был закрыт в мае 1941
года. После 1953 года он открылся
в Петропавловской крепости, и
только потом
в особняке Кше-
синской. В 1932 году здесь открыл-
ся другой весьма любопытный му-
зей - музей Ленинского комсомо-
ла. Однако часть дворца принадле-
жала и Государственному Эрмита-
жу. А когда он стал принадлежать
этому музею весь, начатась совсем
другая его жизнь.
Зимний дворец был последним
зданием на Дворцовой набереж-
ной. Адмиралтейской набережной
мы касаться не будем, так как ее
при Екатерине не было и С. А. Вол-
ков не учитывал это расстояние,
когда делил левый берег на строи-
тельные дистанции. Здесь, как из-
вестно, сквозного проезда по бере-
гу не было. Лучшие архитекторы
думали о том, как все-гаки связать
Дворцовую набережную с Сенатс-
кой площадью и Английской на-
бережной. Так. Карл Иванович
Росси предлагал построить эста-
каду, чтобы устроить проезд над
нынешней Адмиралтейской набе-
режной, чтобы проезжающие не
мешали спуску на воду кораблей,
которые строились на Адмирал-
тейской верфи. Проект, конечно,
был грандиозен. Росси писал:
«Размеры предлагаемого мною
проекта превосходят те, которые
римляне считали достаточными
для своих памятников. Неужели
побоимся мы сравниться с ними в
великолепии?*
Окончание следует
25
Иттрия 11т1г/>6урга.
.V
5 ( ’Л ) /200
5
предыдущая страница 26 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст