р и г о р о д ы
Санкт-Петербурга А. Д. Меншико-
ва. Он руководил строительством
домов от Петербургской губернии
и два дома распорядился строить
для себя по особому проекту. В со-
брании
Библиотеки Академии
наук хранится гравюра голландско-
го художника Оттомара Эллигера
«Вид дворца А. Д. Меншикова в
Кронштадте*. Созданная в 1727
году, она дает исчерпывающее
представление и позволяет судить
о том, что этот дворец был самым
большим и красивым из всех рос-
сийских построек первой четвер-
ги XVIII века. Он намного превос-
ходил дворец Меншикова на Васи-
льевском острове7.
Старинное здание, в котором
сейчас размещается Кронштадтс-
кий матросский клуб, мало чем
напоминает роскошный Итальян-
ский дворец всесильного князя
А. Д. Меншикова. оно претерпело
многочисленные перестройки.
Точно не известно, как выгля-
дели другие губернские дома пер-
воначально. В течение XVIII века
они неоднократно ремонтирова-
лись, в первой четверти XIX века с
них были сбиты архитектурные
детали, заложены галереи первого
этажа, в которых располагались
лавки. Вместе с дворцом Петра I
они образовали парадную набе-
режную будущего города и, несом-
ненно, несли черты архитектурно-
го стиля, зародившегося в Петер-
бурге н получившего название
Петровское барокко.
На формирование этого стиля
оказали влияние различные евро-
пейские архитектурные школы.
Для решения грандиозных градо-
строительных задач Петр I выпи-
сывал из-за границы все новых и
новых искусных строителей. Рабо-
тавшие в России иностранные ар-
хитекторы трудились в специфи-
ческих русских условиях, они под-
чинялись диктату строительных
ведомств и нередко выполняли
распоряжения самого Петра. Кро-
ме того, они попадали под воздей-
ствие памятников русской архи-
тектуры. В петровское время пер-
востепенное внимание уделялось
строительству нс дворцовых и хра-
мовых зданий, а общественных и
жилых построек. Недостаток мате-
риалов и необходимость вести
строительство быстрыми темпами,
нехватка мастеров и рабочих огра-
ничивали практические возмож-
ности. В отличие от западноевро-
пейской архитектуры фасады зда-
ний облицовывались не кирпичом,
а штукатуркой с гипсовыми дета-
лями, что позволяло применять
окраску. Фасады окрашивались в
два цвета: основное поле - охра,
красно-брусничный, голубой, на
этом ярком фоне, традиционном
для русского зодчества, выступа-
ли белые пилястры,тяги, лопатки,
наличники окон, швы руста. Ти-
пичным памятником архитектуры
петровского барокко, хорошо со-
хранившим декоративные черты
стиля до нашего времени, являет-
ся здание Двенадцати коллегий на
Васильевском острове, построен-
ное в 1722-1742 годах. Оно может
служить аналогией кронштадтским
губернским домам. Со временем
вид здания Двенадцати коллегий
не слишком изменился, оно сохра-
нило и яркую окраску, и декора-
тивные детали стиля. Губернским
домам повезло гораздо меньше,
про них известно лишь, что они
строились «с украшением*8. Почти
единственная сохранившаяся на
фасаде декоративная деталь - пи-
лястры - плоские прямоугольные
выступы стены в виде колонны с
капителью и базой.
В январе 1725 года умер импе-
ратор Петр I. Он оставил Россию
обновленной, с обращенной к Ев-
ропе столицей, создававшейся с ве-
ликими жертвами в ходе войны и в
борьбе со стихией. Так случилось,
что в XVIII веке после смерти Пет-
ра российский трон, если не считать
небольших перерывов, занимали
женщины-императрицы. Они обжи-
вали и украшали град Петров, пре-
вращали суровый город в столицу,
блиставшую золотом дворцов и ве-
ликолепием храмов.
В середине XVIII века стиль
барокко получил в России новое
развитие. В Петербурге и пригород-
ных резиденциях строились наряд-
ные здания, украшенные скульпту-
рой, яркая окраска фасадов допол-
нялась золочением, парадные лест-
ницы вели в светлые, сверкавшие
золотом и зеркалами анфилады
комнат. Архитектура того стиля
призывала радоваться жизни, про-
славляла Россию, ставшую сильной
европейской державой.
Нельзя сказать, что государы-
ни-императрицы Анна Иоанновна
и Елизавета Петровна совсем не
обращали внимания на Кронштадт,
но роскошных дворцов и храмов
здесь не строили, поэтому в Крон-
штадте нет ни одного здания в сти-
ле русского развитого барокко.
Высокое строительное искус-
ство во все времена зависело от
заказчиков, от власть имущих. В
России каждое царствование со-
впадало с периодом господства
вполне определенного художе-
ственного стиля. В начале 1760-х
годов эстетические вкусы обще-
ства изменились. В то время на
престол взошла императрица Ека-
терина II, которая предпочитала
роскоши благородную простоту, в
России стали распространятся
идеи французского Просвещения
и идеалы античности. Новые про-
грессивные идеи в области соци-
альной и культурной жизни обще-
ства нашли выражение в архитек-
туре. На смену пышному и яркому
барокко пришел строгий и величе-
ственный классицизм. Появились
Итю/шя Петг1>Г>у1»а.
.V
5 (27)/2005
27
предыдущая страница 28 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 30 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст