ш.
р и г о р о д ы
новые типы зданий - торговые
ряды, учебные заведения, промыш-
ленные и складские строения.
В 1780-х годах интенсивное
строительство началось и в Крон-
штадте, оно было связано с планом
перевода сюда Адмиралтейства.
Этот план сыграл решающую роль
в дальнейшем развитии города.
По выражению А. С. Пушкина,
«Россия вошла в Европу, как спу-
щенный корабль - при стуке топо-
ра и при громе пушек»9. Новая сто-
лица страны, выраставшая на отво-
еванных берегах Балтики, должна
была стать центром российского
кораблестроения, мореплавания и
торговли. Важная роль в этом была
отведена Кронштадту.
Первое торговое судно пришло
в Петербург из Голландии в 1703
году, его команду щедро одарил сам
Петр I. Внешняя торговля прино-
сила стране огромные доходы, Пе-
тербургский порт развивался и не
раз перемещался на разные участ-
ки Невы и ее рукавов, почти все
реки и каналы Невской дельты так
или иначе имели отношение к пор-
ту, на разных участках их берегов
строились причалы, размешались
разные склады.
По реке из отдаленных райо-
нов страны везли продовольствие
для столичного города и товары
для продажи за границу - пеньку,
лен, кожи, строевой лес, парусину.
По морю иностранные купцы дос-
тавляли из Европы шерстяные и
шелковые ткани, краски, кофе,
вина, пряности, стекло и прочие
товары для знати.
Вход с моря в Неву был сло-
жен, а для крупных судов из-за
мелководья Невской губы вообще
невозможен, потому значительная
часть морских судов останавлива-
лась в Купеческой гавани, постро-
енной на острове Котлнне. Крон-
штадт не считался отдельным тор-
говым портом, но Купеческая га-
вань из года в год наращивала свой
грузооборот. На стенках гавани
уже к 1720 году были построены
здания таможни, Биржевого дво-
ра, пакгаузы для хранения товаров,
голландская кухня, где столова-
лись моряки торговых судов, не-
редко зимовавших в Кронштадте.
С окончанием строительства крон-
штадтских гаваней в них стали
приходить на зимовку и военные
корабли. С самого начала «сто-
яння* флота здесь стали проводить
ремонтные работы, строить неболь-
шие суда, а в 1719 году по замыслу
Петра I началось строительство
грандиозного гидросооружения -
системы сухих доков для ремонта
кораблей. Полностью этот план не
был осуществлен, так как после
смерти царя работы прекратились.
Возобновились они в 1734 году
под руководством военного инже-
нера И. Л. Любераса. По его пред-
ложению был пересмотрен и со-
кращен проект сооружений, и в
1752 году строительство благопо-
лучно завершилось торжествен-
ным открытием дока-канала, полу-
чившего имя Петра Великого. В то
время в Европе не было ни одного
сооружения, равного ему, и с нача-
лом работы дока Кронштадт стал
главной российской судоремонт-
ной базой на Балтике10
.
Петр I открывал своей стране
дорогу к морю, для того чтобы Рос-
сия вошла в ряд самых сильных
морских держав того времени, а для
этого необходимо было строитель-
ство нового флота. Первая судо-
строительная верфь в Петербурге
была заложена в 1704 году на левом
берегу Невы, почти напротив Пет-
ропавловской крепости. Она полу-
чила название Адмиралтейство, что
означает место постройки, оснаще-
ния и ремонта военных судов, вклю-
чающее в себя склады, мастерские,
верфи. Со стапелей петербургско-
го Адмиралтейства только в петров-
ское время было спущено около
40 кораблей. Первоначально адми-
ралтейская верфь состояла из де-
ревянных и мазанковых зданий,
расположенных «покоем* - в фор-
ме буквы «П», открытой в сторону
Большой Невы. В построенной в
центре башне со шпилем размести-
лась Адмиралтейств-коллегия -
высший орган управления флотом.
К востоку от Адмиралтейства
вдоль Невы выстроились палаты
знатных людей и царский Зимний
дворец. С другой стороны посели-
лись моряки и корабельные масте-
ра, служившие в Адмиралтействе.
Еще в начале строительства верфи
от нее были проложены дороги, но
которым везли строительные ма-
териалы из глубины страны. Глав-
ным въездом в город стала одна из
дорог, идущих от Адмиралтейства
до Новгородского тракта. Она по-
лучила название Большой перш-
Игню/шя ІІгті-ііПщич.
.V .5
(27)/2005
пективной дороги и еще при жиз-
ни Петра была вымощена камнем.
Въезжавшему в Петербург уже с
большого расстояния был виден
«прекрасный и довольно высокий
шпиц, который выходит прямо
против проспекта»11
.
В 1732 году императрица Анна
Иоанновна приказала: «Адмирал-
тейскую башню, на которой шпиц,
за ветхостью ныне немедленно ра-
зобрать и для прочности сделать
вновь всю каменную и шпиц поста-
вить»12. Работа была поручена
И. К. Коробову, талантливому рус-
скому архитектору и инженеру. По
его проекту была построена башня
со шпилем высотой 72 метра,
шпиль обили «медными в огне по-
золоченными листами»13, на его
вершине поместили вызолоченный
кораблик. Адмиралтейство стало
архитектурным центром строив-
шегося города, оставаясь при этом
пожароопасным производством.
Пожары в Адмиралтейской
части города случались почти каж
дую неделю, не случайно первая
пожарная команда в Петербурге
была создана в 1722 году из рабо-
чих Адмиралтейства14
. 13 мая 1783
года загорелся склад леса, запасен-
ного для постройки кораблей, по-
жар чуть не перекинулся на стояв-
ший рядом Зимний дворец. Встре-
воженная этим императрица Ека-
терина II уже 28 мая подписала
указ о переводе Адмиралтейства в
Кронштадт. Комиссия, в которую
входили члены Адмиралтейств-
коллегин, в том числе и Главный
командир Кронштадтского порта
адмирал С. К. Грейг, осмотрела ос-
тров и избрала местом размещения
адмиралтейских зданий террито-
рию вокруг дока-канала15
.
По плану, «сочиненному адми-
ралом Грейгом», Адмиралтейство
должно было занять весь центр
Кронштадта и отделиться от ос-
тальной территории города Обвод-
ным каналом. С внешней стороны
канал предполагалось оградить ме-
таллической оградой с фонарями,
а вокруг оставить широкую и чис-
тую улицу18
.
Непосредствен н ы м испол н и -
телем
плана
стал
архитектор
М. Н. Ветошников, он составлял де-
тальные проекты и руководил стро-
ительством.
Самой
первой
постройкой
кронштадтского Адмиралтейства
предыдущая страница 29 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст