П
о р о д ы
стал Канатный двор. Канатный,
или Прядильный, двор, «где кана-
ты вертят* для военно-морского
флота, был перенесен из Москвы в
Петербург но указу Петра I в 1718
году и находился там, где ныне про-
ходит нечетная сторона Конно-
гвардейского бульвара17. Пожар
1783 гола почти полностью унич-
тожил его строения. Новое двух-
этажное здание канатного завода со
смольней и пеньковым сараем было
построено в Кронштадте в 1786
году к востоку от Петровского дока
на стенке строившегося Обводно-
го канала. Кронштадтский канат-
ный завод считался в свое время
одним из лучших не только в Рос-
сии, но и за границей1®
.
Рядом находилось еще одно
предприятие - сухарный завод.
Здание для него строилось но про-
екту архитектора В. И. Баженова,
который после смерти М. И. Ве-
тошникова стап главным архитек-
тором Адмиралтейства. В. И. Ба-
женов представил также очень об-
стоятельные чертежи усовершен-
ствованных им хлебопекарных пе-
чей. В одноэтажном здании заво-
да, построенном в 1797 году, раз-
мешалось 30 печей, в которых из-
готавливалось по 700 килограммов
в сутки отличных сухарей, они за-
меняли морякам хлеб в долгих
плаваниях и боевых походах19.
Между бассейном Петровско-
го дока и центратьной частью Об-
водного канала разместились четы-
ре здания парусных мастерских.
Три корпуса мастерских строились
в 1787-1798 годах, четвертый -
в 1802-1806 годах, когда главным
архитектором Адмиралтейства стал
Ч. Камерон. Позднее это здание
было перестроено под артиллерий-
ские офицерские классы.
За Якорной площадью вдоль
центратьной части канала стояли
здания провиантских и адмирал-
тейских магазинов (складов), за по-
воротом каната на западной его ча-
сти, обращенные торцом к каналу
здания угольного и лесного сараев.
Строевой лес из глубинных райо-
нов России везли в Петербург и
Кронштадт для продажи за грани-
цу, уголь со второй половины
XIX века стал главным импортным
товаром, проходившим через Купе-
ческую гавань, в нем остро нужда-
лись оснащавшиеся паровыми ма-
шинами петербургские промыш-
ленные предприятия. Ближе к Ку-
печеской гавани, с которой соеди-
няется западный рукав Обводного
канала, построили еще два здания
адмиралтейских магазинов. Обвод-
ный канал строился с 1785 по 1827
годы, в процессе его строительства
он облицовывался камнем и с го-
родской его стороны устанавлива-
лась высокая железная ограда с чу-
гунными колоннами. По проекту
адмирала Грейга «глубиною оный
ров полагается быть от 8 до 9 фу-
тов ниже ординарной воды, дабы
всякое судно, которое через Петер-
бургский фарватер пройдет, могло
бы и в оный войти*. Несколько мо-
стов, переброшенных через канал,
были разводными.
Здания Адмиралтейства, пост-
роенные в самом центре Кронш-
тадта, аскетичны, строги и даже
угрюмы. Это соответствует их су-
губо утилитарному назначению. О
В.
И. Баженове, Ч. Камероне, при-
нимавших участие в их проекти-
ровании и строительстве, написа-
ны книги, в Петербурге по их про-
ектам строились дворцы, храмы,
величественные общественные
здания, в Кронштадте же нм сле-
довало пуще всего беречь казенные
деньги, а художественные качества
таких построек адмиралтейских
чиновников интересовали мало.
Одновременно с производ-
ственными зданиями «позади Ад-
миралтейства к нордовой стороне*
был построен жилой комплекс
офицерских
и
служительских
флигилей, который спроектировал
архитектор Ветошников, руковод-
ствуясь требованиями Адмирал-
тейств-коллегии, «чтоб для сокра-
щения излишних издержек уваже-
на была единственно прочность та-
ковых строений*20.
Военный городок был распла-
нирован со строгой геометричес-
кой точностью: дома для штаб- и
обер-офицеров параллельно Об-
водному каналу, за ними улица,
перпендикулярно которой служи-
тельские флигели для унтер-офи-
церов и рядовых.
В строительство и перестройку
тех зданий внесли свой вклад сме-
нявшие друг друга на посту главно-
го архитектора Адмиралтейства
В. Баженов, Ч. Камерон, А. Захаров.
В 1840-х годах офицерские
дома по распоряжению императо-
ра Николая 1
были перестроены и
обрели новые фасады, обращенные
к улице, шедшей вдоль каната и по-
лучившей название Большая Ека-
терининская (с 1918 года - Советс-
кая). В 1848 году она украсилась
бульваром и стала одним из люби-
мых мест прогулок кронштадтцев21.
В 1856-1858 годах по инициа-
тиве великого князя Константина,
брата Николая I и руководителя
Морского управления, был пере-
строен один из офицерских флиге-
лей для Кронштадтского морского
собрания и Морской библиотеки22
(сейчас в этом здании находится
Кронштадтский дом офицеров). В
дальнейшем комплекс офицерских
домов мало изменился и в основном
сохранил облик и характер строений
последней четверти XVIII века.
Он отличается благородной строго-
стью, четким ритмом. Архитектуру
называют застывшей музыкой. В
этой части улицы Советской слы-
шатся звуки военного марша.
1
Розадеев Б. А. и лр. Кронштадт: Архнт. очерк. Л.
. 1977. С. 11.
1 Там же. С. 15.
3 Раздолгин А. А., Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость. Л.
. 1988. С. 34.
4 Там же. С. 39.
3 Розадеев Б. А. и др. Указ. соч. С. 19.
®
Там же. С. 18.
I
Там же. С. 21.
" Там же. С. 24.
• Канн П. Я. Площадь Труда. Л.
. 1981. С. 13.
“ Розадеев Б. А. и др. Указ. соч. С. 33.
II Чеснокова А. Н. Невский проспект. Л.
. 1985. С. 6.
11
Сашонко В. Н. Адмиралтейство. Л.
. 1973. С. 21.
и Пылясв М. И. Старый Петербург. Л., 1990. С. 20.
14
Санкт-Петербург —
Петроград - Ленинград: Эн цикл, справочник. СПб, 1992. С. 500.
15
Розадеев Б. А. и др. Указ. соч. С. 35.
“ Там же. С. 36.
17
Канн П. Я. Указ. соч. С. 6.
и Розадеев Б. А. и др. Указ. соч. С. 40.
в Там же. С. 42.
11 Розадеев Б. А. и др. Указ. соч. С. 45.
и Там же. С. 85.
а Там же. С. 86.
История Петербурга. М 5 (27)/2005
предыдущая страница 30 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст