М
н о г о н а ц и о н а л ь н ы й П е т е р б у р г
Американцы
в
Петербурге.
Праздн дня
(Александра
'Невского
П
убликация
,
перевод
и
комментарии
В. Н. П
лешкова
Вроссий ском придворном кален-
Рщ ю среди .множ ества праздничных
дней особы м вниманием пользова-
лась д а т а 30 ав густа - день ев. Б л а-
говерного князя Александра Невско-
го. Своим возникновением он обя:зан
и м п ератору П е тр у I, прекрасно п о-
ним авш ем у, говоря соврем енны м
язы ком, роль п атри оти ческого вос-
п и та н и я , соединенного с духовны м
обоснованием п о ч и та н и я с в я т ы х
и необходим остью зрелищ. В 1710
году П е т р I в ч есть победы над шве-
дами 15 ию ля 1240 года на берегу
р. Н евы д р уж и н ы великого кн язя
Александра Ярославовича, у д о с т о -
енного за э т о почетного прозвища
Невский, повелел п о ст р о и т ь м о н а-
сты р ь Ж ивоначильные Троицы и св.
Благоверного великого князя А л ек-
сандра Невского. Осенью 1723 года
мощ и Александра Невского были до-
ставлен ы в Ш лиссельбург, а 30 а в -
гу с т а 1724 года торж ествен н о вне-
сены в м о н асты рь. В п р и сутств и и
им ператора, членов императорской
семьи, п о ч е тн ы х го сте й и м н о ж е-
ст в а зрителей рака с мощ ами была
помещ ена в верхнем д в ухсв етн о м
э т а ж е Благовещенской Александро-
Невской церкви, только ч т о п о стр о -
енной по п р оекту Д . Трезини. С то го
времени А лексан др Н евский с т а л
с ч и т а ть с я небесным покровителем
С ан кт-П етерб урга, а день 30 авгу-
с т а по установлению П е тр а I еж е-
годно то рж ествен н о о тм е ч а ться .
С т е м собы тием тесн о связано
и учреж дение в 1725 году ордена
Александра Невского, орденские зн а-
ки которого им ператрица Е ка те р и -
на I собственноручно возложила на
себя для придания большего а в т о -
р и т е т а новоучреж денному ордену.
В иер архи и р о сси й ск и х орденов
э т о т орден занял четвертое м е сто
после орденов Св. Андрея Первозван-
ного, Св. Георгия 1-й сте п е н и и
Св. Владимира 1-й степени. 30 ав-
гу с т а ста л о еж егодны м кавалере -
Орденские знаки ордена
А. Невского
ким праздником ордена Св. Алексан-
дра Невского. С 1748 года и м п е р а т-
рица Елизавета П етровн а еж егод-
но совершила крестны й ход из х р а -
м а Казанской иконы Бож ьей М а т е -
р и в А л е ксан д р е -Н е в ски й м о н а с -
ты р ь с обязательны м уч асти ем ка-
вилеров ордена Александра Н евско-
го. Ее примеру долгие годы следова-
ла им ператрица Екатери н а II, пока
в о зр а ст и болезни не п ом ети ли ей
со б л ю д ать тр ад и ц и ю . В дальней-
шем государи уж е не участвовали в
крестном ходе, но практически все-
гда посещ али 3 0 а в гу с т а м о н а с -
ты р ь, переименованный в 1797 году
волею и м п ерато ра Наила I в Алек-
сандро-Н евскую лавру.
Празднование дня св. Благовер-
ного князя Александра Невского было
одним из излю бленных праздников
петербурж цев. Привлекало оно и вни-
мание ин остран н ы х гостей россий-
ской столицы , некоторы е из которы х
о стави л и о нем письменные свиде-
те л ь ств а . Среди них с т о и т о т м е -
ти ть.м а те р и а л ы американского щю-
исхож дения. Д л я п р ед стави те л е й
Нового С в е та в России было много
необычного. Н о ос обый интерес вы-
зы вала православная церковь. Как
справедливо о тм е ч а л а ам ериканс-
кая исследовательница А н н а Биби,
«б ол ьш и н ство п утеш е ствен н и ко в
о т американской до русской револю-
ции ч а сто высказывались о богослу-
ж ен и и и о б р я д ах р усско й церкви,
с то л ь о тл и ч н ы х о т ам ериканских
обычаев*'. С е н а то р Д ж . А . Бейард,
посетивш ий в 1813 году С а н к т-П е -
тербург в составе дипломатической
миссии, писал своему другу: «Н ичто
не м о ж е т п р евзо й ти великолепие
и
з а т р а т ы
на
сод ер ж ан и е
их
церквей*2. И з дневника первого аме-
ри ка н ско го посл ан н и ка в России
Д ж . К. А дам са видно, как ч а сто по-
сещ ал он п е т е р б у р гс к и е хр а м ы ,
причем не то лько по праздникам и
то р ж еств е н н ы м случаям, как того
требовала его долж ность. Он выс-
та и в а л служ бы , лю бовался икона-
м и русского письма и великолепны-
м и п о л о тн ам и религиозного содер-
ж а н и я Р а ф а эл я , Р у б е н са , В ан -
Д ейка, Гверчино и других м астеров
в Свято-Троицком соборе Александ-
ра-Н евской лавры, И саакиевском и
К а за н ско м соборах. О собенно его
привлекала икона Казанской Б ож ь-
ей М а те р и . Посещ ал Д ж . К. Адамс
и католическую церковь Св. Е к а т е -
рины на Невском проспекте, звуча-
ние органа в которой счи тал «совер-
шенным*. Бы вал он в церквях и дру-
ги х деноминаций.
История Петербурга.
.V*
5 (27)/2005
предыдущая страница 43 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 45 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст