е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
оЛ.
с
'ЛКолокольцев —
первый на1алъннк Обуховскою Завода
А. А. Бочаров
/ П (
Создание и первые десятиле-
тни деятельности О буховского
сталелитейного завода, одного из
известней ш их
пром ышлеи и ых
предприятий П етербурга, тесно
связаны с именем А лександра
А лександровича Колокольцева,
возглавившего завод в 1865 году и
руководивш его им до середины
90-х годов XIX века. Биография
этого человека, участвовавшего в
экспедиции на фрегате « Паллада*,
положивш ей начало дипломати-
ческим отношениям между Росси-
ей и Японией, а впоследствии свя-
завшего свою судьбу с развитием
отечественного сталелитейного и
артиллерийского производства,
заслуживает внимания, а его имя -
доброй памяти.
А.
А. Колокольцев, родивший-
ся 15 сентября 1833 года1, проис-
ходил из флотской семьи: его отец
Александр Васильевич, участво-
вавший в русско-турецкой войне
1806-1812 годов и в боевых дей-
ствиях против французов при оса-
де Данцига в 1813 году, вышел в
отставку в 1817 году в чине капи-
тан-лейтенанта. Колокольцевы
имели поместье в Осташковском
уезде Тверской губернии2.
В феврале 1841 года А. А. Ко-
локольцев поступил кадетом в мор-
скую роту Александровского кадет-
ского корпуса, откуда в августе 1844
года был переведен в Морской ка-
детский корпус. В 1851 и 1852 го-
дах на фрегате «Паллада» и кораб-
ле «Смоленск* он совершил свои
первые плавания в Балтийском и
Северном морях. В 1852 году он
окончил корпус и был произведен
в первый офицерский чин мичма-
на с назначением в 23-й флотский
экипаж Балтийского флота3.
Сразу же после окончания кор-
пуса Колокольцева ждало участие
в ставшем знаменитым плавании
фрегата «Паллада* из К|юнштадта
на Дальний Восток. Целями той
А. А. Колокольцев
экспедиции, возглавленной адми-
ралом Е. В. Путятиным, были, как
известно, установление диплома-
тических отношений с далекой и во
многом загадочной тогда Японией
и изучение дальневосточного побе-
режья. Участник плавания писатель
И. А. Гончаров упомянул в своей
книге путевых очерков «Ф регат
“Паллада"* наряду с другими чле-
нами команды фрегата и молодого
мичмана А. А. Колокольцева1.
В августе 1854 года после дли-
тельного плавания участники экс-
педиции вынуждены были оста-
вить «Палладу*. пришедшую в не-
годность, в Императорской гавани.
А.
А.
Колокольцев
вместе
с
Е. В. Путятиным и частью коман-
ды перешел на фрегат «Диана*,
направившийся к берегам Японии.
Н о и «Диану* ждала печальная
участь: 11 декабря 1854 года она
получила повреждения во время
сильного землетрясения в заливе
Симода, а 6 января 1855 года по-
гибла при попытке перейти к но-
вому месту стоянки. Команда фре-
гата нашла убеж ищ е в японском
селении Хеда на берегу одноимен-
ной бухты. Там было принято ре-
шение построить парусное судно,
на котором русские моряки смог-
ли бы вернуться на родину.
Строительство судна, получив-
шего название «Хеда*, возглавил
А.
А. Колокольцев, подробно опи-
сав его позднее в своей статье в
«Морском сборнике», подписанной
инициалами А. К.5 Задача, стоявшая
перед строителями, была очень
слож ной. С оздавать судно при-
шлось в отсутствие квалифициро-
ванных специалистов по судостро-
ению, руководствуясь всего лишь
кратким описанием яхты главного
командира Кронштадтского порта
«Опыт*, содержавшимся в одном
из номеров «Морского сборника»
за 1849 год, сохранившимся у чле-
нов команды «Дианы». Тем не ме-
нее незаурядные технические спо-
собности Колокольцева, упорный
труд русских матросов и помощь
японских ремесленников позволи-
ли к апрелю 1855 года успешно за-
вершить строительство шхуны.
Командуя «Хедой*. А. А. Ко-
локольцев совершил плавание в
Петропавловск. Оттуда из-за угро-
зы нападения английской эскадры
«Хеда» направилась в Император-
скую гавань, а затем в устье Амура,
куда и прибыла, благополучно из-
бежав встречи с английскими ко-
раблями.
Произведенный в ноябре 1854
года за отличие в лейтенанты ,
А.
А. Колокольцев в декабре сле-
дующего, 1855, года был назначен
адъютантом к начальнику штаба
кронштадтского генерал-губерна-
тора. За «отлично-усердную служ-
бу, особы е труды и разного рода
лиш ения, понесенны е во время
плавания в дальних морях» в но-
ябре 1855 года он был награжден
орденом Св. Анны 3-й степени6.
История Петсрбур/п. М
5
(27)/200
.5
предыдущая страница 4 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст