Т. М. Смирнова
I
формирование национальных
дйЯсітбр Петербурга сопровожда-
лось строительством храмов и со-
зданием церковных приходов, слу-
живших центрами не только рели-
гиозной, но и культурной жизни
общин в целом. Отдельные право-
славные приходы и церкви дей-
ствовали в разные периоды для
грузинской, греческой, эстонской,
латышской диаспор Петербурга.
Непростая история вхождения
Грузии в состав Российской импе-
рии привела в Петербург предста-
вителей нескольких династий раз-
личных грузинских царств. Сино-
дальным определением 4 марта
1734 года грузинскому игумену
Евстафию и священнику Христо-
фору было разрешено совершать
регулярные богослужения в церк-
ви Кадетского корпуса для грузин-
ского царевича Вахтанга и его до-
мочадцев1
. И хотя в той церкви
грузинское духовенство служило
относительно недолго, начало было
положено. Члены грузинских цар-
ских семей в своих петербургских
домах освящали церкви, а при пе-
реезде но другим адресам перево-
дили за собой и церкви. Первая
такая церковь была устроена в доме
грузинской царицы Анны, вдовы
царя Симеона, в 1745 году, в быв-
шем дворце Петра II (Университет-
ская набережная, 11), принадлежав-
шем уже Кадетскому корпусу. Цер-
ковь святителя Николая Чудотвор-
ца, специально перевезенная для
царицы из Москвы, действовала в
доме до ее кончины. До 1762 года
действовала церковь Введения во
храм Пресвятой Богородицы в доме
некоего грузинского царевича (ни
имя царевича, ни его адрес в Петер-
бурге неизвестны)2.
Царица Дарья, третья супруга
умершего грузинского царя Ирак-
лия II, который в 1783 году подпи-
сал Георгиевский трактат о протек-
торате России над Грузней, в 1803
4 8
году была выслана в Петербург, где
поселилась в наемном доме в при-
ходе Симеоновской церкви. В
июле 1804 года в доме царицы Да-
рьи была освящена церковь, закры-
тая после ее кончины в 1807 году3.
Известна также церковь По-
хвалы Пресвятой Богородицы в
доме царевича Иулона, сына царя
Ираклия II. После присоединения
Восточной
Грузии
к
России
(1801) царевич поднял восстание,
в 1805 году попал в плен и был со-
слан сначала в Тулу, а потом в Пе-
тербург, где и умер в 1816 году. А
его домовая церковь упоминается
еще и 10 лет спустя3.
На Литейном, 13, в доме еще
одного сына Ираклия II, царевича
Фарнаваза. в апреле 1845 года была
освящена церковь Преображения
Господня. В 1850 году царевич пе-
реехал в дом сенатора А. Денфера,
куда была перенесена и церковь. А
в 1852 году, после смерти Фарна-
ваза, церковь еще раз сменила ад-
рес - она была перенесена в дом его
дочерей Елены и Салом и и на Вла-
димирский пр., 14, где функциони-
ровала до 1867 года. В этой церкви
хранилась фамильная реликвия -
ковчег с частицами мощей вели-
комученика Георгия и святителя
Иоанна Златоуста, частицы ризы
Богородицы и Креста Господня.
После смерти Елены и закрытия
церкви ковчег был отдан в собор
Царского Села5.
На 9-й линии Васильевского
острова, в доме 4, почти 30 лет - с
1818 по 1846 год - действовала цер-
ковь Спаса Нерукотворного. В этом
доме жил царевич Теймураз, один
из сыновей последнего грузинско-
го царя Георгия XIII. После присо-
единения Грузии к России он бе-
жал в Персию, но в 1810 году сдал-
ся русским властям и был отослан
в Петербург. В столице он занялся
научной работой: собирал и пере-
водил рукописи, исследовал род-
ной язык. За свою деятельность
царевич в 1837 году был избран
академиком. Домовая
церковь
была закрыта в связи со смертью
владельца6.
На Васильевском острове на-
ходилась еще одна грузи некая цер-
ковь - в доме царевны Елены,
урожденной княжны Амилахварк,
на Большом пр.
. 6, угол 2-й линии,
13.
Церковь Спаса Нерукотворно-
го была освящена в 1845 году и
действовала до смерти Елены в
1866 году7.
В 1810 году к России была при-
соединена Западная Грузия. Вдова
имеретинского царя Давида (вну-
ка Ираклия II) Анна была отосла-
на в Петербург с невесткой и вну-
ком. В доме, где они поселились, в
феврале 1811 года была освящена
церковь Рождества Христова. Пос-
ле смерти Анны церковь перешла к
царице Марии, жене имеретинско-
го царя Соломона И, другого внука
Ираклия II, и действовала до 1841
года, когда была упразднена уже в
связи со смертью последней'1
.
Таким образом, многочислен-
ные домовые грузинские церкви
упразднялись из-за смерти вла-
дельцев. Но в Петербурге была ве-
личайшая грузинская святыня, до-
ступная всем православным - в
Красногорской Большеохтннской
часовне на Георгиевской улице на-
ходилась чудотворная икона Гру-
зинской Божией Матери, празд-
ник которой отмечался 22 авгус-
та9. Между тем грузинская общи-
на Петербурга росла, и в начале
XX века насчитывала около 6 ты-
сяч человек. Для удовлетворения
потребностей верующих в октяб-
ре 1905 года в Духовной академии
впервые была проведена литургия
на грузинском языке, затем ежеме-
сячно, каждый первый понедель-
ник, службы проходили в церкви
Таврического дворца. Но петер-
бургские грузины хотели создания
Нгто/мш Петербурга. М 5 (27)/2005
предыдущая страница 49 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст