м
ногонациональный Петербург
собственного прихода, и в 1908
году светлейшая княгиня Е. А. Баг-
ратион и начала сбор пожертвова-
ний на постройку отдельного гру-
зинского храма св. Нины, однако
он протекал вяло10
.
В начале 1916 года в Синод
было передано прошение комитета
проживавших в Петро
1
раде грузин,
датированное 15 декабря 1915 года,
об учреждении отдельного прихо-
да. 10 марта 1916 года Синод разре-
шил учредить особый приход для
петербургских грузин и назначить
туда штатного священника и пса-
ломщика с казенным жалованьем.
До постройки собственного грузин-
ского храма Петроградскому мит-
рополиту предлагалось отвести для
прихода одну из столичных церк-
вей". 19 ноября 1916 года петербур-
гским грузинам временно была пре-
доставлена для богослужений ста-
ринная (освящена в 1760 году) цер-
ковь Трех Святителей вселенских
Василия Великого, Григория Бого-
слова и Иоанна Златоуста на Васи-
льевском острове, в ограде Андре-
евского собора. Следует отмстить,
что храм именно в этом месте мог
быть выделен не случайно: упоми-
навшаяся ранее церковь в доме гру-
зинского царевича Теймураза (В.О.,
9-я линия, 4) располагалась именно
в приходе Андреевского собора.
Кроме того, в Трехсвятительской
церкви не было собственного при-
чта и прихода. 14 января 1917 года
епископы Кирилл и Антоний от-
крыли в церкви Трех Святителей
отдельный грузинский приход, в
котором служил о. Иосиф Чннджа-
вадзе12
. Грузинский приход просу-
ществовал чуть больше года и зак-
рылся в марте 1918 года из-за отъез-
да прихожан из Петрограда, но цер-
ковь действовала как обычный пра-
вославный храм. Однако в январе
1930 года церковь была закрыта, а
в ее помещении расположилась
трикотажная
фабрика13.
Через
60 лет, в 1991 году, церковь Трех
Святителей была передана общине
Андреевского собора и снова стала
Действующей.
В 1989 году в Ленинграде про-
живало 7,8 тысячи грузин. В 1990-е
годы их численность значительно
увеличилась. Согласно переписи
2002 года в городе их было 10,1 ты-
сячи человек, что представляется
маловероятным. Грузинская диаспо-
ра Петербурга живет насыщенной
национальной культурной жиз-
нью, составной частью которой
является и церковная традиция. В
1992 году возрожденному грузин-
скому православному приходу
(настоятель Скиртладзе) была пе-
редана церковь иконы Шсстоков-
ской
(Шестаковской)
Божией
Матери на Старорусской ул., 8,
угол Кирилловской ул., 2 (архитек-
тор Н. Н. Никонов, построена в
1896-1901 годах для Шестаковс-
кого Вознесенского женского мо-
настыря Тверской епархии, закры-
та в советский период). В церковь
была перенесена икона Трех Свя-
тителей вселенских Василия Вели-
кого, Григория Богослова и Иоан-
на Златоуста из храма на Василь-
евском острове. 19 мая 2002 года
церковь Шестоковской Божией
Матери освящена митрополитом
Санкт-Петербургским и Ладожс-
ким о. Владимиром и представи-
телем Грузинского патриархата
Ахалцихским епископом Федором
(Чуадзе).
Настоятель
церкви
о. Роман Вепхвадзе, священник
о. Лаврентий Бетлимишвили14
.
***
Греки в Петербурге могли по-
сещать любые православные хра-
мы, но стремились услышать в
церкви родную речь. Поэтому,
когда греческая колония города
после Крымской войны (1853-
1856) выросла, богослужения для
нее на греческом языке стали со-
вершаться в утреннее время в од-
ном из приделов Казанского со-
бора. Позднее для этих служб был
специально приглашен из Кон-
стантинополя архимандрит Григо-
рий Виглерис. Но этого оказалось
недостаточно, и видные деятели
греческой общины ходатайство-
вали об учреждении отдельного
прихода и возведении собствен-
ной церкви в районе своего ком-
пактного расселения. В 1859 году
ходатайство было удовлетворено,
и греки получили место для стро-
ительства собственной церкви на
Летней Конной площади у Литов-
ского канала (адрес в XX веке -
Литовский проспект, 6). Основ-
Иконо Трех Святителей
49
ІІаїш/шя Петербурга. М 5 (27)/2005
предыдущая страница 50 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст