м*
ногонациональный Петербург
цин от турецкого ига - 25 марта и
дни греческого царского дома23.
В 1886 году в греческой церк-
ви были проведены реставрацион-
ные работы под руководством ар-
хитектора К. С. Афанасьева. Тогда
же эрмитажный реставратор обно-
вил росписи храма. В 1907 году пе-
тербургские греки получили раз-
решение на строительство собора,
но не воспользовались им. Гречес-
кий храм на Литовском проспекте
действовал до 1938 года. Летом
1938 года церковь Св. Димитрия
Солунского была закрыта, в 1964
году как «малохудожественная*
была снесена для постройки на ее
месте БКЗ «Октябрьский*21. В на-
стоящее время отдельного гречес-
кого прихода в Петербурге нет, но
с 2002 года время от времени бого-
служения на греческом языке про-
водятся в церкви Духовной акаде-
мии (службу ведет В. Анцибор,
декан факультета иностранных
студентов) и в церкви Димитрия
Солунского в Коломягах.
• ••
Православие в Прибалтике
получило распространение с пер-
вой трети XIX века, когда в 1836
году в Риге была учреждена пра-
вославная кафедра. Однако это
вызвало конфликт с лютеранским
немецким дворянством в Прибал-
тике, и православные эстонцы и ла-
тыши стали переселяться в другие
регионы Российской империи. Не
зная русского языка, в Петербурге
они были вынуждены посещать
лютеранские кирхи - эстонскую
и латышскую, действовавшие с
1840-х годов. Но такая ситуация не
устраивала ни верующих, ни цер-
ковные власти.
Эстонцы в конце XIX века в
Петербурге и губернии составля-
ли значительную группу населения
- их насчитывалось более 64 ты-
сяч человек, причем 60 процентов
(39,6 тысячи) проживали в сельс-
кой местности. В Петербурге в тот
период проживало до 10 тысяч эс-
тонцев25. Большинство эстонцев
были лютеранами, но было немало
и православных. Для православ-
ных эстонцев, проживавших в Пе-
тербургской губернии, богослуже-
ния на родном языке в тот период
проходили в шести храмах (Пав-
ловский собор в Гатчине, Никола-
евская церковь в с. Заянье Гдовс-
кого уезда. Андреевский собор в
Кронштадте, Екатерининский со-
бор в Луге, Троицкая церковь в с.
Клолнцы Петергофского уезда,
Знаменская церковь в Нарве)26.
В Петербурге православные
эстонцы, которых насчитывалось
около 4 тысяч человек, селились
преимущественно в Коломне. Не-
которые верующие специально ез-
дили по воде в Кронштадт, чтобы
посетить православную службу на
родном языке в Андреевском со-
боре. Но в начале 1890-х годов си-
туация стала улучшаться. В нояб-
ре 1892 года в Покровском храме
Санкт-Петербургского Епархиаль-
ного Братства Пресвятой Богоро-
дицы на Боровой ул., 50, были про-
ведены первые в Петербурге пра-
вославные вечерни на эстонском и
латышском языках. Эта церковь
была центром прозелитизма (пере-
хода в православную веру из дру-
гих христианских конфессий и
иных вероисповеданий) в Петер-
бурге, в ней также велись службы
на немецком и английском языках,
совершалось присоединение к пра-
вославию (крещение) евреев и
мусульман. Первые службы для
православных эстонцев совершал
кронштадтский священник о. Адам
Симо, для латышей - ректор Ду-
ховной семинарии архимандрит
Питнрим (Окнов). выходец из
Латгалии27.
Первая православная литургия
(обедня) на эстонском языке со-
стоялась 2 января 1893 года в хра-
ме Воскресения Христова в Малой
Коломне, в его нижней церкви
Михаила Архангела, на Воскресен-
ской (ныне Кулибина) площади в
створе Торговой (ныне Союза Пе-
чатников) улицы. В дальнейшем
эстонские службы проводились по
воскресным и праздничным дням.
С 1894 года здесь же шли службы
и для православных латышей28.
31
декабря 1894 года при церк-
ви Михаила Архангела (Воскресен-
ской) был учрежден самостоятель-
ный эстонский православный при-
ход во главе со священником Пав-
лом Петровичем Кульбушем. вы-
пуски и ком Санкт-Петербургской
духовной академии. (В декабре
1917 года о. Павел постригся в мо-
нашестве) пол именем Платон и был
рукоположен в сан епископа Ре-
вел ьского, а 15 января 1919 года
трагически погиб. Канонизирован
Русской православной церковью
как новомученик29.)
Латышский
православный
приход был учрежден несколько
позже. В начале XX века богослу-
жения на латышском языке совер-
шались в надвратной Скорбящен-
ской церкви (церкви иконы Пре-
святой Богородицы «Всех скорбя-
щих радости*) Александро-Не-
вской лавры. Церковь создана по
проекту архитектора И. Е. Старо-
ва в 1783-1785 годах. Службы про-
водил о. Адам Петрович Симо,
специально приезжавший из Глов-
ского уезда, где он в то время был
сельским священником. 20 ноября
1903 года петербургский митропо-
лит Антоний обратился в Синод с
просьбой учредить постоянный
причт при Скорбященской церкви
Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящ их радостей»
(Надвратная церковь А лександро-Н евской лавры)
V I
о I
ІІгтчіиїм
ІІтичіЛуїиа.
-V» 5
(27)/2ІІ0.г>
предыдущая страница 52 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст