М
ногонациональный Петербург
О
о
для богослужений на латышском
языке. Такое разрешение было
дано 19 декабря 1903 года, а 12 ян-
варя 1904 года указом Синода при
том храме был учрежден отдель-
ный латышский приход во главе с
о. Адамом Симо30.
На основе эстонского прихода
выросло новое русско-эстонское
православное Братство во имя свя-
щенномученика Исидора Юрьевс-
кого (утоплен в проруби в Креще-
нье 1492 года в Юрьеве - Тарту).
Священник Павел Кульбуш и про-
тоиерей
Философ
Орнатский
(председатель Общества религиоз-
но-нравственного воспитания) со-
ставили устав Братства, утверж-
денный 8 нюня 1898 года. Соглас-
но уставу, задачи нового братства
состояли в подробном и основа-
тельном изучении православного
учения,
чтобы
давать ответы
«всем вопрошающим и наставлять
всех нуждающихся в этом*, а так-
же знакомиться с обличением
сект, «чтобы в житейском быту
уметь защищать православное
учение и поддерживать колеблю-
щихся*. Понятно, что такие зада-
чи были весьма актуальны для
православных эстонцев, так как
большинство их соотечественни-
ков принадлежали к лютеранской
церкви. Кроме религиозных задач,
приход и братство ставили перед
собой также задачи благотвори-
тельности, обучения детей и наци-
онально-культурного развития
прихожан, что превращало их в
центр культурной жизни петер-
бургских православных эстонцев.
Интересно, что членами братства
могли быть не только православ-
ные эстонцы, но и представители
других национальностей31.
Торжественное открытие брат-
ства состоялось 29 ноября 1898
года в зале Общества религиозно-
нравственного просвещения. Пред-
седателями братства до 1917 года
были последовательно епископы
Гдовскне, викарии Санкт-Петер-
бургской епархии Вениамин (Му-
ратовский) (до 1901), Константин
(Булычев) (до
1904),
Кирилл
(Смирнов) (до 1910), Вениамин
(Казанский) (по 1917), но практи-
чески
всю
работу
возглавлял
о. П. Кульбуш. Русско-эстонское
православное братство объявило
сбор средств на строительство соб-
ственного храма, и первым жерт-
вователем стал о. Иоанн Кронш-
тадтский, внесший 300 рублей33.
Место для церкви было полу-
чено на Екатерингофском проспек-
те (ныне - Римского-Корсакова),
24. на углу с Лермонтовским про-
спектом, 11. Член братства архи-
тектор А. А. Полещук в 1902 году
создал проект трехпрндельной пя-
тиглавой двухэтажной церкви на
720 человек с примыкающим до-
мом для школы с общежитием, за-
лом для бесед на 300 человек,
книжным складом и библиотекой.
30 марта 1903 года была освящена
деревянная часовня, закладка ка-
менного храма состоялась 24 авгу-
ста, а 21 декабря того же года епис-
коп Гдовский Константин (предсе-
датель братства) освятил при уча-
стии о. Иоанна Кронштадтского
временную церковь. На освяще-
нии о. Иоанн выступил с прочув-
ствованным словом: «Этот храм
для эстонского народа, но не чужд
и для русских православных лю-
дей, здесь живущих.
.. все службы
и таинства будут совершаться в нем
не только по-эстонски, но и по-рус-
ски.
.. соединять людей двух народ-
ностей в одно духовное тело*. Два
придела верхнего храма - главный,
во имя Исидора Юрьевского, и
правый, преподобного Серафима
Саровского, - были освящены в
сентябре 1907 года, левый - апос-
толов Петра и Павла - в мае 1908
года. Нижний храм (часовня) свя-
тителя Николая Чудотворца освя-
щен в марте 1908 года33.
Здание церкви в русском сти-
ле не отличалось особыми архитск-
Исти/шм
і. .V 5
(27)/2005
предыдущая страница 53 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст