ногонациональный Петербург
турными достоинствами. Иконос-
тас и образа для временной церк-
ви исполнило Общество взаимо-
помощи русских художников. В
постоянном храме был выполнен
запрестольный витраж. В столяр-
ной мастерской П. С. Абросимова
по рисункам архитектора А. А. По-
лету ка были сделаны двух- и
трехъярусные иконостасы, образа
для них писал художник В. Т. Пер-
минов. Престолы были облицова-
ны белым каррарским мрамором.
Святынь в храме не было, но в 1910
году из дворцовой церкви велико-
го князя Павла Александровича
была передана маленькая икона с
изображением преподобного Сера-
фима, написанная на части того
камня, на котором он, по церков-
ному преданию, простоял на мо-
литве тысячу дней14.
Богослужения в храме прово-
дились ежедневно, в будни все
службы, а по воскресеньям и праз-
дникам - ранние обедни - прохо-
дили на церковнославянском язы-
ке, субботние всенощные были
смешанными, а поздние литургии
- на эстонском. Главным храмо-
вым праздником был праздник
священномученика
Исидора
8 (21) января. Службы часто со-
вершали православные эстонские
священники из других церквей
(из Гатчины - А. П. Симо, из
Кронштадта - Н. А. Симо, из Кло-
пнц - П. А. Саар, из Луги -
М. М. Вийк). Взрослых прихожан
в 1911 году было 2453 человека15.
При братстве работали два лю-
бительских хора - эстонский и рус-
ский, под руководством А. К. Оя и
К. П. Пуу, и струнный квартет под
упрашіением К. Ф. Кикаена. Часто
в церкви пел хор Императорской
оперы под управлением М. П. Ний-
та, который занимался переложе-
нием православных песнопений на
эстонский язык16.
Русско-эстонское православ-
ное братство и эстонский приход
вели также большую просветитель-
скую работу. В октябре 1896 году
была открыта эстонская церковно-
приходская школа с 5-летним сро-
ком обучения и двумя классами
(для мальчиков и девочек), она
работала до июня 1917 года. Изу-
чались закон Божий (катехизис,
богослужение, священная и цер-
ковная история), церковнославян-
ский и русский языки, арифмети-
ка, геометрия, география, история,
естествознание с основными све-
дениями по физике, химии, бота-
нике и зоологии, черчение, чисто-
писание, чтение: проводились вне-
классные занятия по пению, немец-
кому и французскому языкам: де-
вочки учились рукоделию. В шко-
ле преподавали три приглашенных
учителя и члены причта, учащих-
ся в среднем насчитывалось 120—
130 человек ежегодно, при школе
работало общежитие на 25 мальчи-
ков и 25 девочек. Весной 1909 года
школа приняла участие в церков-
ной школьной выставке по отделу
«инородческих» школ. На выстав-
ке демонстрировались учебники,
ноты с эстонскими песнопениями,
работы учащихся - тетради, чер-
тежи, рисунки, а также фотогра-
фии из школьной жизни. Экспо-
зиция произвела благоприятное
впечатление, поскольку училищ-
ный совет Синода неоднократно
организовывал экскурсии для уча-
стников выставки непосредствен-
но в эстонскую школу37.
При эстонской церкви, в об-
ширном зале для религиозных чте-
ний и бесед, с 1905 года работала
катехизаторская школа для взрос-
лых с занятиями два раза в неделю.
На книжном складе хранилась и
реализовывалась религиозно-нази-
дательная литература, в том числе
на эстонском языке. Активно рабо-
тали библиотека и читальня, нача-
ло которым положил ироф. Санкт-
Петербургской духовной академии
А. П. Лопухин, пожертвовав в 1900
году около 100 богословских книг.
В читальне было до 20 наименова-
ний периодической печати, в том
числе эстонские издания «Eesti
Postimees*, «Uus Aeg», «Valgus»,
«Olevik*, «Linda*. Братство осуще-
ствляло помощь больным, неиму-
щим, престарелым. Для преодоле-
ния проституции было учреждено
Убежище для «безместных* деву-
шек и женщин38.
В 1918-1920 годы русские и
эстонские богослужения неодно-
кратно возглавлял митрополит
Петроградский Вениамин. С 1918
года настоятелем Исидоровской
приходской церкви служил прото-
иерей Александр Пакляр, священ-
ником о. Карп Эльб. При церкви
был создан Детский союз, деятель-
ность которого распространялась
не только на приходских детей, но
и на содержащихся в приютах и ин-
тернатах. Детскую библиотеку в то
время собрала Е. А. Кобко, работа-
ла духовная библиотека для взрос-
лых, по воскресеньям читались
лекции со световыми картинами и
проводились религиозно-фило-
софские чтения для интеллиген-
ции. В 1920-х годах в эстонском
приходе действовал Благовестни-
ческий миссионерский кружок, он
открыл наружную часовню при
храме, где продавались свечи и цер-
ковные предметы. Вырученные
средства шли на просветительскую
деятельность и помощь голодаю-
щим, для которых также проводи-
лись денежные сборы. В августе-
сентябре 1920 года в здании брат-
ства проводились концерты духов-
ной и светской музыки39.
Эстонский приход оказывал
помощь Петроградскому богослов-
скому институту, в 1923 году пре-
доставил ему помещения эстонс-
кой церковно-приходской школы.
Позднее приход содержал Свято-
Троицкий собор Зеленецкого мо-
настыря, Федоровский собор в
Товарищеском пер., церковь Ми-
хаила Архангела за Невской заста-
вой, Тихвинскую церковь в Лес-
ном, церкви преподобного Серафи-
ма и Умиления в Петергофе, Бо-
рисоглебскую церковь на Калаш-
никовской наб., Лаврскую кино-
вию на Правом берегу Невы, Спи-
ридониевскую церковь в Ораниен-
бауме, Богоявленскую церковь на
Гутуевском острове40.
С начала 1930-х годов советс-
кая политика по отношению к ре-
лигии и церкви значительно уже-
сточилась. В октябре 1931 года
Скорбященская церковь латышс-
кого прихода по решению Лен-
горисполкома была закрыта, в ней
располагалась дирекция Музея го-
родской скульптуры. В декабре
1931 года Ленсовет принял поста-
новление об изъятии у Исидоров-
ской церкви эстонского прихода
зала для бесед, но верующие вос-
противились и «дошли до Моск-
вы», в результате чего постанов-
лением ВЦИК от 1
августа 1932
года это решение было отменено.
Однако администрация Октябрь-
ского района не оставила попыток
отобрать помещения и закрыть
церковь, и 14 июня 1933 года чле-
ны прихода обратились в Ленин-
градский обком ВКП(б) с хода-
і і с і і і і і і ш я
М 5 ( 2 7 ) /2 0 0 л
предыдущая страница 54 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст