е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
4
В 1856-1857 годах Колоколь-
цев на корвете «Оливуца* совер-
шил п ер еход из устья Амура в
Кронштадт, прибыв к новому ме-
сту службы. Однако пребывание
на Балтике продолжалось недо-
лго: в 1858 году А. А. Колоколь-
цев был командирован в Аральс-
кую флотилию. Во главе карава-
на с грузами и команды моряков,
предназначавшейся для усиления
ф л отил и и ,
он
отправился
из
Оренбурга через казахские степи
на р. Сыр-Дарью к форту, пост-
роенному там русскими войска-
ми. В и ю н е-ок тя бр е 1858 года,
командуя ж елезной двухпуш еч-
ной барж ей, А. А. Колокольцев
плавал в Аральском море. Он об-
наружил фарватер, по которому
оказалось возможным войти из
Аральского моря в Аму-Дарью и
подняться по ней до Кунграда.
Вернувш ийся в конце 1858
года в П етербург Колокольцев
вскоре был командирован за гра-
ницу в распоряжение своего пре-
ж него
начальника
адмирала
Е. В. Путятина, назначенного пер-
вым русским морским агентом в
Англии и Франции. В обязаннос-
ти А. А. Колокольцева входил над-
зор за производившимися англий-
скими и французскими фирмами
работами по выполнению заказов
Морского министерства. Произве-
денный в октябре 1860 года в ка-
питан-лейтенанты, А. А. Колоколь-
цев вплоть до конца 1864 года про-
должал находиться в заграничной
командировке. Затем в его судьбе
произош ла резкая перемена: он
был назначен начальником О бу-
ховского сталелитейного завода и
в январе 1865 года, вернувшись из-
за границы, приступил к исполне-
нию своих новых обязанностей7.
Еще в мае 1862 года комитет
под председательством Путятина,
созданный по инициативе главы
морского ведомства великого кня-
зя Константина Николаевича, выс-
казался за строительство близ Пе-
тербурга завода для изготовления
артиллерийских орудий большого
калибра8. Местом для него была
избрана территория бывшей Алек-
сандровской мануфактуры, нахо-
дивш аяся у Ш лиссельбургского
тракта, в двенадцати верстах к юго-
востоку от города, и удобная бла-
годаря близости к Неве и Никола-
евской железной дороге. Согласно
высочайшему повелению от 31 мая
1863 года та местность со всеми
находившимися на ней постройка-
ми была уступлена Петербургским
опекунским советом морскому ве-
домству сроком на 72 года.
Создание нового завода было
вызвано желанием морского ве-
домства создать отечественное ста-
лелитейное и пушечное производ-
ство для нужд русского флота, ко-
торое было бы полностью незави-
симо от иностранных фирм. Воз-
можность выполнения того требо-
вания дали новый способ обработ-
ки стали, открытый талантливым
горным инженером И. М. О бухо-
вым, и удачное изготовление под
его же руководством небольших
орудий в Златоусте, на Урале. За-
вод был основан в 1863 году. Вла-
дельцами его стали сам П. М. О бу-
хов, инженер и предприниматель
Н. И. Путилов и купец С. Г. Куд-
рявцев. Образован товарищество,
они заключили в мае 1863 года
контракт с морским ведомством.
С деятельностью завода связы-
вались надежды на развитие в Рос-
сии стальной нарезной артиллерии
крупного калибра. Однако масшта-
бы производства и проведение до-
рогостоящих опытов по совершен-
ствованию орудий и технологии
их производства оказались не под
силу товариществу, и морское ве-
домство оказалось вынужденным
поддерживать его субсидиями, ис-
прошенными великим князем Кон-
стантином Николаевичем. Затра-
ты казны оказались столь велики,
что владельцы завода не смогли
погасить свою задолженность. В
связи с этим уже в 1865 году О бу-
ховский завод перешел в совмест-
ное с казной управление. В 1883
году М орское министерство при-
обрело третью часть паев товари-
щества, а два года спустя, в 1885
году, после удовлетворения инте-
ресов частных лиц, завод стал пол-
ной собственностью казны9.
Как писал впоследствии гене-
рал-майор В. И. Колчак (отец зна-
менитого адмирала и политическо-
го деятеля А. В. Колчака) в работе
но истории О буховского завода.
План Обуховского завода.
1868 г. Из
фондов
РГА ВМФ
Игто/тн 11гтг/юу1ми.
А?
5 (27)/2005
предыдущая страница 5 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст