е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
(1873), Филадельфийской (1876),
М осковской
политехнической
(1882), Всероссийской в Нижнем
Новгороде (1896) и всемирной Па-
рижской (1900), получив на каж-
дой из них награды.
Справедливо были оценены и
заслуги начальника завода: в 1876
году А. А. Колокольцев был пожа-
лован во флигель-адъютанты его
императорского величества, 20 ап-
реля 1880 года ему было объявле-
но монаршее благоволение за «от-
лично-полезные 15-летние труды
по управлению Обуховским стале-
литейным заводом», а в августе
1882 года за отличие по службе он
получил чин контр-адмирала*
5
*
*
*
*
1
0
11 *
*
*
1
5
.
В январе 1890 года исполнилось
25 лет с начала деятельности Обу-
ховского завода и 25 лет его руко-
водства А. А. Колокольцевым. Те
события были отмечены неболь-
шим торжеством, состоявш имся
31 января 1890 года. По окончании
рабочего дня более 2000 рабочих и
служащих завода с их семьями со-
брались в одной из мастерских
приветствовать
Колокольцева,
встретив его хлебом-солью , при
звуках торжественной военной му-
зыки. Затем, когда был отслужен
благодарственный молебен и дети,
обучавшиеся в заводской школе,
пропели кантату, сочиненную спе-
циально к тому дню в честь их по-
печителя, состоялся прием по-
здравлений и многочисленных ад-
ресов от представителей научного
мира, различных учреждений и об-
ществ, заводов и отдельных лиц.
«Такая глубокая признательность, -
отмечал современник, - была выз-
вана плодотворною деятельностью
юбиляра, представляющей неоцени-
мую заслугу как перед государством
- создание могущественного русско-
го орудийного завода, обеспечива-
ющего средства его обороны, - так и
перед русскою техникой - образцо-
вой постановкой наитруднейшего
производства под руководством из-
бранных Колокольцевым исключи-
тельно русских инженеров»16.
В апреле 1894 года, получив
назначение
членом
А дмирал-
тейств-совета, А. А. Колокольцев,
ставший к тому времени генерал-
лейтенантом по Адмиралтейству,
оставил пост начальника Обухов-
ского сталелитейного завода17. В
течение 29 лет он отдавал свою
энергию, административные спо-
собности и умение отстаивать ин-
тересы дела развитию сталелитей-
ного и пушечного производства в
России. Новым начальником заво-
да стал Г. А. Власьев, долгое время
при А. А. Колокольцеве занимав-
ший должность его помощника.
Дальнейш ая
деятельность
А. А. Колокольцева в качестве чле-
на Адмиралтейств-совета не была
отмечена значительными событи-
ями. В 1896 году он совместно с ко-
мандиром Петербургского порта,
начальниками
О буховского,
Ижорского и Балтийского заводов
принял участие в составлении об-
щих правил, «касающихся зарабо-
чей платы, числа рабочих часов,
способов расчетов и взысканий с
мастеровых и рабочих», а затем в
том же году был командирован во
Владивосток для проверки пра-
вильности разработанных в Морс-
ком министерстве проектов стро-
ительства в том норгу ремонтных
мастерских и эллингов'“. Эти по-
ручения стали последними, отме-
ченными в его послужном списке.
В 1902 году А. А. Колокольцев был
награжден одной из высших наград
Российской империи
орденом
Св. Александра Невского19.
Умер А. А. Колокольцев 1 ок-
тября 1904 года в Петербурге. Не-
задолго перед смертью, 28 марта
1904 года, он получил свой после-
дний военный чин - генерала70.
Прах Александра Александровича
Колокольцева,
похороненного
4 октября 1904 года, покоится на
Никольском кладбище Александ-
ро-Невской лавры71.
' Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 110. Он. 3. Д. 285. Л. 10.
1 Там же. Ф. 432. Он. 5. Д. 4194. Л. 1. 1 об.
5 Там же. Ф. 417. Он. 5. Д. 1157. Л. 11 об.
* См.: Гончаров И. А. Фрегат «Паллада»: Очерки путешествия. М„ 1949. С. 72.
I См.: А. К. |Колокольцев А. А.| Построение шхуны «Хеда» в Японии / / Морской сб. 1856. № 8. С. 279-299.
* РГА ВМФ Ф. 410. Он. 3. Д. 285. Л. 10 об.
г Там же. Л. 24 об. - 25 об.
* Манн К. А. Обзор деятельности морского управления в России в первое двадцатипятилетие благополучного царствования
государя императора Александра Николаевича. 1855-1880. СПб., 1880. Ч. 2. С. 77.
* Шевырев А. П. Русский флот после Крымской войны: Либерал, бюрократия и морские реформы. М., 1990. С. 150.
10
Колчак В. И. История Обуховского сталелитейного завода в связи с прогрессом артиллерийской техники / / Колчак В. И
Колчак А. В. Избранные труды. СПб.
. 2001. С. 136.
" Житков К. Г. Светлой памяти великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала русского флота: (Бногр.
очерк). СПб., 1912. С. 108.
17 РГА ВМФ Ф. 410. Он. 2. Д. 3151. Л. 56-60.
II
В. К.
| Колчак В. И.) А. А. Колокольцев / / Морской сборник. 1904. № 11. Неофиц. отд. С. IV-V.
” Подробно о Д. К. Чернове и его деятельности см.: Гумилевский Л. Чернов. М., 1975.
15 РГА ВМФ. Ф. 417. Он. 5. Д. 1157. Л. 12. 12 об.
“ Цит. но: Колчак В. И. История Обуховского сталелитейного завода в связи с прогрессом артиллерийской техники. С. 198.
РГА ВМФ. Ф. 417. Он. 5. Д. 1157. Л. 12 об.
“ Там же. Ф. 410. Оп. 3. Д. 285. Л. 25 об.
. 26.
15 Там же. Л. 20 об. - 21.
20 Там же. Ф. 417. Оп. 5. Д. 1157. Л. 13.
31 Исторические клалбиша Петербурга: Справочник-путеводитель. СПб., 1993. С. 206.
6
История ІІгті'іібуїиа.
Л? .5
(27)/2005
предыдущая страница 7 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 9 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст