У
У
е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
Юва века славной ncmobnu
А.
Г. Стернин
угоентября 2005 года одному из
старейш их учебных заведении на-
шего города - Второй С анкт-П е-
тербургской гимназии - исполни-
лось 200 лет. Э то знаменательное
событие вызвало желание расска-
зать петербурж цам о некоторы х
интересных собы тиях из богатой
ими жизни знаменитой гимназии,
находящ ейся в самом центре П е-
тербурга - на углу Казанской ули-
цы и переулка Гривцова - в вели-
чественном сером здании, постро-
енном в 1912 году архитектором
Л. П. Ш иш ко.
О ф ициально днем рождения
гимназии принято считать 7 сентяб-
ря 1805 года, когда попечителем
П етербургского учебного округа
Н . Н. Н овосильцевы м в столице
были открыты губернская гимна-
зия, уездное и приходское учили-
ща. О днако история старейш его
учебного заведения началась значи-
тельно раньше, еще в 1803 году, ког-
да появилось правительственное
распоряж ение об учреж дении в
столице Российской империи но-
вого типа учебного заведения - гим-
назии. Вскоре были выбраны под-
ходящие для гимназии здания на
пересечении Большой Мещанской
улицы и Демидова переулка. Н о
подготовка нового устава учебных
заведений, ставшего впоследствии
теоретической и практической ба-
зой создания гимназий, изрядно за-
тянулась, устав был высочайше ут-
вержден лиш ь в ноябре 1804 года.
Только после этого благодаря ста-
раниям попечителя Петербургско-
го учебного округа действительно-
го камергера Н. Н. Новосильцева и
министра народного просвещения
фафа П. В. Завадовского открытие
петербургской губернской гимна-
зии стало возможным.
Первым директором губернс-
кой гимназии был назначен дей-
ствительны й статский советник
И. И. Ростовцев, при Павле П ет-
ровиче занимавший должность ди-
ректора училищ Санкт-Петербур-
гской губернии. С момента своего
историческая
З
аписка
В Т О Р О Й
t-UETEPBVfrCKOfl ГНМНАЗиИ.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
• | — |
Пз
Пв
4
*гош«^ск*гз
СзлХтг
гимиим сзст«-
w\ тоегслмтвль П. К. Т*хсми»оаъ.
♦av-
• -<
lt f КГ*. VI* 1*1.
IMt.
откры тия гимназия привлекла к
себе лучшие педагогические силы
столицы. В течение 17 лет работал
в гимназии учителем, а затем и ин-
спектором Ф . И . М иддендорф ,
впоследствии директор Главного
педагогического института. Препо-
давали в гим назии проф ессора
П етербургского
университета
Христиан Ф ридрих Грефе (гречес-
кий язык), Я. Г. Зембницкий (ес-
тественная история), Т. О. Рогов
(история), М . Г. Плисов (право).
Иностранные языки - немецкий и
французский - в гимназии препо-
давали в основном иностранцы:
Крумбмиллер, Каттерфельд, Дюэс,
К. А. Сент-И лер. Из стен губернс-
кой гимназии вышли многие буду-
щие известные в Петербурге пре-
подаватели - В. И. Л авониус и
П. И. Полистовский, П. Попов и
А. Шалон. Учили в гимназии дей-
ствительно очень хорошо, и мно-
гие представители высш их слоев
российского общества того перио-
да стремились определить своих
детей именно в это учебное заве-
дение. Так, в 1807 году в ней учил-
ся некоторое время до переезда в
М оскву будущ ий сенатор и член
Госсовета князь П. А. Вяземский.
До 1811 года учились в гимназии
будущие лицеисты - выдающийся
дипломат, государственный канц-
лер
князь
А.
М .
Горчаков,
И. В. М алиновский (сын первого
директора Ц арскосельского л и -
цея), А. Д. Илличсвский (сын том-
ского губернатора).
При
губернской
гимназии
имелся пансион, где ученики жили
постоянно. Распорядок дня пансио-
неров был довольно ж естким -
подъем в
6
часов утра, молитва с при-
сутствием директора, потом завт-
рак, состоявший из чая с булкой, до
8
часов - самостоятельные занятия,
затем -
2
урока до
12
часов, обед, а с
2
до б еще два урока, вечерний чай,
повторение уроков, ужин, снова об-
щая молитва и отбой.
Ярким событием в жизни гим-
назии были, безусловно, экзамены.
Л. Ф . Поздеев, учивш ийся в гим-
назии в первой половине
20
-х го-
дов X I X столетня, вспоминал:
«Публичные экзамены были у нас
очень торжественны и обыкновен-
но разделялись на три вечера кря-
ду. Сколько я помню, кроме попе-
чителя округа и ректора универси-
тета экзамены наши посещали ми-
нистр
князь
А.
Н.
Голицын,
А. С. Ш ишков, князь Дивен. В пос-
ледний день экзамена м инистр
лично раздавал награды, заключав-
шиеся в книгах, похвальных лис-
тах, аттестатах, а с преобразовани-
ем гимназии в Высшее училище -
и в шпагах. Очень живо помню, что
наш и экзамены посещ ал также
Николай М ихайлович Карамзин.
Наше домашнее торжество оканчи-
валось пением и музыкой».
Во второй половине 20-х годов
политика Николая I в области на-
родного просвещения проявилась
во введении сословного образова-
ния. Согласно новому «школьно-
му» уставу гимназии становились
учебными заведениями исключи-
тельно для детей дворян и должны
были давать последним знания,
«приличествую щ ие их состоя-
нию». Поэтому во Второй Санкт-
8 2
Иситрии Ilrmei>6yi>/a.
Л? 5
(27)/2005
предыдущая страница 83 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 85 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст