£■
е т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
запечатанны ми и объявлялись,
когда ученики, избранные для со-
стязания, собирались вместе. В
40-50-е годы X IX века в старших
классах гимназии проводились так
называемые литературные беседы
с целью содействия более основа-
тельному изучению учениками
русского языка и словесности. Бе-
седы проходили два раза в месяц и
состояли в чтении учениками за-
ранее приготовленных ими сочи-
нений, причем как преподаватели,
так и ученики делали автору заме-
чания, высказывали свои возраже-
ния. Когда преподаватели по какой-
Ледагогический персонал Второй Санкт-Петербургской гимназии в 1905 г.
1-
й ряд; Шеве, Канделаки. Антонов. Козич. Селене. Покровская. Протасов,
дир. Давиденков. Варницкий, свящ. Сажин. дьяк. Райков, Кузнецов.
Абрамов. Завадский-Краснопольский;
2-
й ряд: Тихомиров. Сирахович. Земель, Грот. Казарин. Юндолович. Иванов,
Иодынский, Глинка. Гензель. Чернякин, Марков
Петербургской гимназии изуча-
лись необходимые для молодого
дворянина Закон Божий, древние
языки - латинский и греческий, а
также немецкий и французский,
российская словесность и логика,
математика и физика, география,
история, статистика и черчение.
Одним из самых значительных
директоров Второй гимназии за
все время ее существования был
Александр Филиппович Постельс,
«человек неуклонного порядка и
строгой дисциплины », занимав-
ший это пост почти 20 лет - с 1837
по 1856 год. При нем заметно по-
высились как качество препода-
вания, так и уровень дисциплины,
он оказывал немаловажное нрав-
ственное влияние на воспитанни-
ков гимназии и преподавателей.
А. Ф . Постельс был деятельным ад-
министратором, с некоторым дес-
потическим оттенком, но в то же
время
«человеком правдивым,
тактичным и с особой любовью по-
ощрявш им всякие хорошие про-
блески и зародыши, подмеченные
им в воспитанниках».
С 1840-х годов во Второй гим-
назии проводились различные
конкурсы и соревнования между
воспитанниками по разным пред-
метам - по алгебре, истории, латин-
скому языку. Это были прообразы
современных «олимпиад*. Темы и
задачи для конкурсов присылались
либо причине отсутствовали, про-
водились еще и «питательные бе-
седы»: ученики читали по назначе-
нию учителей словесности и с
одобрения директора историчес-
кие статьи, описания путешествий
и т. п„ но не журнальные романы и
новости.
Во Второй гимназии были
свой хор и оркестр, поэтому не реже
1 - 2
раз в год устраивались музы-
кальные вечера. Силами учащ их-
ся в гимназии ставились лю би-
тельские спектакли. Музыкальные
вечера, концерты и спектакли час-
то посещали официальные лица -
министр народного просвещения,
попечитель Петербургского учеб-
ного округа и прочие.
В 50-60-е годы X IX века во Вто-
рой гимназии преподавали такие бле-
стящие педагоги, как В. Ф . Эвальд
(история), Е. X. Рихтер (математи-
ка), Сент-Иллер (естественная исто-
рия). Среди их учеников много вы-
дающихся
имен,
прославивших
наше Отечество. Это и профессор
А. А. Иностранцев, автор множества
работ в области геологии, археоло-
гии, этнографии, палеонтологии и
гидрогеологии,
и
выдающийся
юрист, крупный ученый в области
права, неутомимый общественный
деятель А. Ф. Кони, н знаменитый
путешественник Н. Н. М иклухо-
Маклай, и Л. Н. Майков - историк
литературы, пушкиновед, академик,
вице-президент Академии наук.
Позднее, на рубеже Х 1 Х -Х Х веков,
в гимназии учились С. А. Жебелев
- историк-эллинист, ф илолог-
классик, член Академии наук, тра-
Церковь (левая сторона)
Иста/шя Игтг/иц/р/и.
.V» .5
(27)/2005
предыдущая страница 84 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст