J~ 2.
© т е р б у р г с к о м у у ч и т е л ю
84
гнчески погибший в 1941 году в
Ленинграде, А. А. Брянцев - заслу-
женный деятель искусств, народ-
ный артист С С С Р , основатель
Л енинградского Т Ю З а . выдаю -
щийся ученый-математик, астро-
ном А. А. Фридман, теоретически
доказавший расширение Вселен-
ной, дирижер, народный артист
С С С Р, профессор Ленинградской
консерватории, главный дирижер
симфонического оркестра Ленин-
градской филармонии Е. А. Мра-
винсккй.
Революция 1917 года, перевер-
нувшая общественно-политичес-
кий строй в России, внесла корен-
ные изменения и в жизнь Второй
гимназии, не только переменив ее
название, но и решительно изме-
нив сущность учебно-воспитатель-
ного процесса. После 1917 года гим-
назия императора Александра I
(Вторая) стала называться Первой
советской единой трудовой шко-
лой Казанского района. В 1920
году школа была переименована в
17-ю советскую единую трудовую
школу 1 и II ступени Второго го-
родского района. Столь частые из-
менения названий школы объясня-
лись не менее частым реформиро-
ванием школ, реформированием и
переименованием районов Петро-
града. Первым советским директо-
ром
ш колы стал
в
1920 году
А.
Д. Александров, магистрант Пет-
роградского университета, препо-
даватель русского языка. Через
3 года школа получила новый но-
мер: это была уже 37-я советская
единая трудовая школа. Из воспо-
минаний
В.
Л .
Ч истякова
и
II. П. Бондаренко известно, что
курс обучения в школе тогда длил-
ся 9 лет и состоял из трех ступе-
ней. Впоследствии такое деление
было отменено, и классы стали
считаться подряд от 1-го до 9-го.
Выпускалось три девятых класса.
Оценка знаний была трехбалльная:
«весьма
удовлетворительно»,
«удовлетворительно», «неудовлет-
ворительно». Трудовые занятия в
ш коле проходили
на вы соком
уровне, носили неформальный ха-
рактер и приносили учащ имся
вполне конкретную пользу.
До революции значительную
часть помещений Второй гимна-
зии занимали пансион, квартиры
для администрации и обслужива-
ющего персонала. На третьем эта-
же поперечного флигеля размеща-
лась гимназическая церковь. Пос-
ле 1917 года освободившиеся пос-
ле ликвидации пансиона площади
были переоборудованы под клас-
сы. Гимназическая церковь Рожде-
ства Пресвятой Богородицы была
закрыта, а помещение переделали
для спортивного зала, который на-
ходится на месте церкви и поныне.
В первое десятилетне советс-
кой власти ш кол в Ленинграде
было еще очень мало. Они были
переполнены, работали в две сме-
ны. В связи с этим качество обуче-
ния было низким. В каждом райо-
не города руководство решило со-
здать особые школы с хорошими
условиями для учебы, так называ-
емые образцовые. II в 1933 году
37-я советская единая трудовая
школа была преобразована в Пер-
вую образцовую школу Октябрьс-
кого района (под таким названием
школа проработала до 1941 года).
Чтобы школа стала действительно
образцовой, было сделано многое.
Значительно сократилось число
учащихся, в школе оставили толь-
ко самых хороших учеников. Чис-
ло классов резко уменьшилось, и
стало возможным проводить заня-
тия в одну смену. Особое внимание
уделялось подбору хороших учите-
лей - в то время еще работали педа-
гоги старой школы, глубоко и раз-
носторонне образованные, подлин-
ные петербургские интеллигенты,
всецело преданные своему благо-
родному делу, - М . И. Гржибовс-
кий, А. А. Терещенко, А. А. Почин-
ков, В. В. Бакрылов, К. В. Ползико-
ва-Рубец.
Среди вы пускников ш колы
предвоенных лет также немало за-
мечательных людей - ученых, пре-
подавателей, врачей: А. Ж ирмунс-
кий, сын выдающегося русского
филолога В. М. Жирмунского, ака-
демик А П С С С Р, директор Инсти-
тута биологии моря во Владивос-
токе; Д. II. Прнцкер - доктор исто-
рических наук, профессор, участ-
ник войны в Испании, переводчик;
О. К. Хмельницкий - член-коррес-
иондент Академии медицинских
наук, президент Всероссийского
общ ества
патологоанатомов;
И. Б. Греков - доктор историчес-
ких наук, сын известного петербур-
гского историка.
В первые дни Великой Отече-
ственной войны в здании школы
на улице Плеханова был оборудо-
ван госпиталь, а школа была пере-
ведена в помещение школы № 239,
в «дом со львами» на Исаакиевс-
кой площади. Вскоре кольцо бло-
кады вокруг Денинграда замкну-
лось, и госпиталь заполнился ране-
ными. Некоторые учителя и стар-
шеклассники самоотверженно бо-
ролись за их жизнь. Другие в те
страшные дни продолжали рабо-
тать в 239-й школе. Преподаватель
истории Первой образцовой шко-
лы Ксения Владимировна Ползи-
кова-Рубец в годы блокады вела
дневник, на основе которого после
войны была написана книга «Они
учились в Ленинграде». Книга эта
рассказывает о судьбе многих уча-
щихся и преподавателей школы.
П очти все вы п ускники школы
предвоенных лет воевали на фрон-
тах Великой Отечественной, рабо-
тали на оборонных предприятиях
Ленинграда. Среди них - М арк
Хаски нд, Д м итрий Эйхенбаум,
Лилия Огнева, Мария Тырса, Олег
Ю матов, Раиса Добкина, Софья
Гликина. Все они награждены ор-
денами и медалями, многие, к со-
жалению, посмертно.
В 1945 году школа вернулась в
родные стены и стала называться
232-й школой Октябрьского рай-
она. Ш кола в те годы была мужс-
кая, работала в две смены, в ней
изучали немецкий и английский
языки. Педагогический процесс в
тот период был полностью форма-
лизован. преподаваемый материал,
особенно но литературе и истории,
чрезвы чайно политизирован и
идеологизирован, стиль работы
определялся вполне понятной си-
туацией в стране, методика препо-
давания. учебный план, программы
и пособия назначались вышестоя-
щими органами образования, дик-
товались чиновниками от образо-
вания. Из-за этого сильно страда-
ло и качество преподавания, так
как даже самые хорошие и много-
опытные учителя не могли полно-
стью раскрыть свои способности в
условиях тотального контроля
свыше, в условиях тоталитарной
советской послевоенной школы.
В начале 60-х годов обстанов-
ка в школе и условия работы из-
менились к лучш ему благодаря
определенным переменам в нашей
стране. В 1962 году по решению
исполкома Октябрьского района
Итю/шн Петербур/а.
.X»
5 (27)/2005
предыдущая страница 85 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №27 (2005) читать онлайн Домой Выключить/включить текст